За что в Башкирии убили экс-гендиректора газпромовской «дочки»
Утром 23 сентября в Салавате прогремел выстрел. На берегу Белой обнаружили тело 63-летнего Виталия Захарова - бывшего руководителя местной газпромовской «дочки» - «Салаватнефтеоргсинтез», ныне переименованной в «Газпром Нефтехим Салават». Пуля попала в спину, скончался на месте. Случайность или заказное убийство? «Комсомолка» разбиралась в случившемся.

Из свидетелей – только рыбаки

Коттеджный поселок с манящим названием «Желанный». По тихим улочкам не бегают дворняжки, на лавочках не увидишь деревенских забулдыг, да и лавочек-то нет. Частные дома соревнуются в благолепии, а жизнь их владельцев скрыта за высокими кирпичными заборами. В одном из таких замков жил 63-летний Виталий Захаров со своей гражданской женой.

В то утро мужчина вышел прогуляться с собакой на берег реки. На выезде из поселка, рядом с дорогой и нашли его тело. На дороге до сих пор темнеет пятно крови, рядом - россыпь алых гвоздик.

Здесь, у воды, место малолюдное – разве что рыбаки по утрам медитируют.

- Я в то утро тоже здесь был, клевало потихоньку, - поглядывая на поплавок, поделился мужчина в кепочке. – Уже домой собрался, гляжу - полиция, а рядом – труп. Стрельбы вроде не слышал, хотя черт его знает – сейчас охотничий сезон в разгаре, на том берегу постоянно уток бьют…

Киллеры действовали профессионально

Из окна коттеджей место убийства тоже не разглядишь – окраина поселка скрыта от случайных глаз деревьями и косматыми кустами.

- Киллер действовал профессионально, - рассуждают родственники. - Стреляли снизу вверх, с расстояния трех-четырех метров, что исключало промах. Выстрел был из машины, с площадки у воды, а Виталий Александрович находился на горке. Словно от конфликта уходил, либо шел мимо, когда подъехал автомобиль.

В сотне метров от места убийства – небольшое придорожное кафе. Внутри скучают официантка и хозяин заведения.

- Вот и полицейские к нам заходили, какой-то машиной интересовались, - нехотя отвечает владелец. - Но камеры у нас охватывают только фрагмент дороги и площадку перед кафе. Видео все равно изъяли, но там ничего важного нет.

Единственная дорога на выезде из «Желанного» упирается в оживленную улицу Губкина: затеряться в потоке машин – проще простого. Но кому это было нужно?

Недруги в бизнесе?

Полжизни Захаров посвятил «Салаватнефтеоргсинтезу». Начинал рядовым аппаратчиком, а спустя пару десятков лет стал генеральным директором. Правда, в кресле руководителя продержался всего ничего – с 1997 по 1998 год.

В середине 1998 года контрольный пакет акций салаватского предприятия за долги забрал «Газпром». Захарова уволили, а в «генеральское» кресло сел Наиль Кутлугильдин.

Захаров же вернулся в «дочку» предприятия - «Нефтепереработчик», где три года тихо-мирно проработал замом гендиректора.

В 2002 году Виталий отправился на Каспий – руководить «дочкой» крупнейшей энергетической компании, которая ныне зовется «Газпром Добыча Астрахань». Через три года трудовой контракт закончился – Захаров перебрался в Москву советником правления «Газпромбанка». А через полгода снова возник в Астрахани – в качестве генерального директора «Астраханская нефтегазовая компания»: ее создали разрабатывать правобережную часть здешнего месторождения. Левую же не первый десяток лет осваивала «Газпром добыча Астрахань».

А вскоре вся Астрахань отошла «Газпрому» - контрольный пакет акций выкупил «Газпромбанк». Не без участия Виталия Захарова – к тому времени он уже занимал кресло в областной Думе, и параллельно держал руку на пульсе у «СНОС» и «Центрэнергогаз АО Газпром» как член совета директоров.

Любопытно, что незадолго до убийства в салаватской и астраханской «дочках» «Газпрома» произошла смена власти. Некоторые тут же связали изменения с убийством Захарова. Впрочем, официального подтверждения этому еще нет – Следком Башкирии возбудил уголовное дело, идет следствие.

Пуля из прошлого

- Талантливый управленец, настоящий мастер своего дела. Умный, дальновидный, - рассказывают близкие погибшего. – Всегда прямо говорил, что думает. Видимо, кому-то был неудобен: помешал заработать деньги. Вот пуля из прошлого и догнала…

Выйдя на пенсию, Виталий вернулся в родной Салават. От дел отошел, в новостных сводках не фигурировал, с чиновниками дружбу не водил – тихая жизнь типичного пенсионера.

- У нас все здесь – люди новые, 2-3 года работают, в основном, глава – 6 лет. С Виталием Александровичем никто не общался, - поведали в городской администрации. – Скорее всего, он крутился в кругу газовиков и нефтяников.

И верно – крутился: возглавлял совет директоров открытого акционерного общества «Нефтепереработчик». Но при этом - ни одной акции за душой. Зато их увесистый пакет - более 20% - у его сына. По сути, даже будучи пенсионером, Захаров занимал верхушку нефтегазового бизнеса в Башкирии.

Общаться с «Комсомолкой» нынешний гендиректор завода, Елена Смирнова, также состоящая в совете директоров, общаться не стала. Несколько дней кряду секретарь повторяла нам, как мантру: «Ее нет на месте».

Своих не бросал

На прощании с убитым в местном дворце культуры было не протолкнуться. Проводить Захарова в последний путь собрались многочисленные друзья, руководители предприятий и простые рабочие. На похороны даже прилетали представители астраханского руководства.

Но прежде всего – большая семья. В последние годы Виталий Захаров жил в гражданском браке. Но троих детей - старшего сына, последователя нефтяного бизнеса, и двух дочерей, младшей из которых всего 15 лет – никогда не забывал.

- Они все - вместе всю жизнь. Виталий Александрович никогда не бросал своих, - говорят близкие погибшего. - Он для многих опора в жизни, мы все в один момент стали сиротами. Поэтому наш долг найти этих ублюдков, и упечь их в тюрьму.

За важную информацию о злоумышленниках родственники погибшего предлагают хорошее вознаграждение. Если вы владеете информацией, звоните в редакцию «Комсомольской правды» по номеру: (347) 292-44-47.

Анастасия Пигулина, 

ufa.kp.ru