Погосту на ул. С. Перовской больше ста лет, и он давно закрыт для захоронений. Но ходят на это кладбище не только для того, чтобы почтить память усопших родственников. Некоторые направляются туда за советом, утешением и даже исцелением. Якобы все это можно получить на могиле старца Иоакима, помолившись и взяв горсточку песка с надгробия. Верующие считают этот песок целебным и оберегающим от несчастий. Так что иногда ходоки растаскивают в неделю по мешку. В последнее время число приходящих сюда людей заметно увеличилось.

Чудодейственный песок

Могила старца Иоакима ничем особенным не выделяется. Не зная ориентиров, среди других захоронений ее не найти. Однако в кладбищенском храме вам всякий объяснит, как пройти к «Иоакимушке». При этом объяснения нередко заканчивают фразой «да он вас сам приведет».

Идти к могиле от кладбищенского храма Иоанна Предтечи метров двести – все в тишине среди разбитых и покосившихся склепов и могил. О том, что погост – родная территория для бомжей, знают все. Разыскивать могилу в одиночку не советовали. Но поскольку сопровождающих не нашлось, все-таки пришлось отправиться туда одной. Минут через десять захоронение удалось найти. Щелканье фотоаппарата явно мешало хрупкой женщине с усталым лицом, которая потом все же рассказала о том, зачем и кто сюда приходит:

— Идут за утешением, чтобы помолиться. Вы какие молитвы знаете? Ну хотя бы «Отче наш» надо прочитать. Иоакимушка услышит и поможет. Еще можно песочка набрать. Его кладут в мешочек и прикладывают к месту, которое болит, — поделилась женщина, но представляться не стала.

На могиле новый деревянный крест, довольно скромное мраморное надгробие – дар благодарной москвички, по слухам, вставшей на ноги после того, как на могиле старца за нее помолилась сестра.

— У меня есть приятель, чья знакомая живет в Москве. Она верующая, и в Астрахань приезжала к родственникам, зная о том, что есть у нас могила праведного старца. Туда она пошла помолиться за свою сестру Ирину, — рассказала «Хронометру» астраханка Людмила Беленова. — Дело в том, что эта Ирина после тяжелейшей аварии была в очень плохом состоянии. Переломы получила такие, что говорили: сама ходить не сможет. Ее сестра помолилась Иоакимушке и обрела такую уверенность, что позвонила родственнице и велела встать с постели. Та поначалу даже обиделась, мол, разве не знаешь, как мне плохо. Но поскольку сестра настаивала, больная подчинилась. И к ее огромному удивлению смогла не просто встать, но и пойти без помощи костылей. Не могла поверить, что все происходящее реально. Конечно, потом она прошла обследование у врачей, и те подтвердили, что пациентка здорова.

Людмила Николаевна – одна из постоянных посетительниц могилы старца. По ее словам, сюда приходит все больше народа:

— Недели две назад соседние могилы пожгли вандалы. Так там уже все в цветах, которые приносят к Иоакиму люди. За неделю было человек 100, не меньше.

Людмила Николаевна из тех, кто доставляет песок к надгробию. Возят его сюда мешками, потому что быстро разбирают.

— Я и сама его беру. Вот сын ко мне приезжал недавно. У него очень солидная машина, так что обычно останавливают на всех постах. А тут, когда он уезжал, я дала ему немного песка с собой. И его ни разу не остановили.

Против бесов и болезней

Более подробно о жизни старца мы узнали из неизданной пока рукописи игумена Иосифа, настоятеля храма Казанской иконы Божией матери в селе Ильинка Володарского района. В частности, оттуда стало известно, что могиле уже почти сто лет, что ее хозяин «был простым мирянином, но жил чисто монашеской жизнью».

Жил старец где-то в районе храма Иоанна Златоуста (то есть неподалеку от Татар-Базара). Он «отличался особой прозорливостью и к нему приходило очень много людей за духовным советом».

Но особенно полезным землякам и гостям города праведник стал после смерти. «Вскоре после кончины старца стали распространяться среди астраханцев известия о посмертной его помощи» — сообщает рукопись. Место захоронения стало пользоваться такой популярностью, что землю с него снимали пластами.

«Люди брали эту землицу, разводили с водой и пили, исцеляясь от всех болезней. Казалось, не было такого несчастья, в котором бы не помог старец Иоаким. К нему ехали со всех окраин Астрахани и даже из других городов России. Так, пришла одна бесноватая в Астрахань, пришла в храм Иоанна Предтечи на кладбище и спрашивает: «Кому помолиться, чтобы избавиться от напасти?» Ей говорят: «Закажите обедню старцу Иоакиму, панихиду, и сходите помолитесь на его могилку». После службы собралась она на могилку, а идти не может – бес ее не пускает, кричит: «Не пойду, не пойду к этому старикашке». Ее насилком потащили – она во весь голос кричала. Когда стали петь панихиду на могилке, ее голова тряслась. Ей положили землицы на голову. Она еще больше кричать стала: «Жгет меня, жгет этот старик, уберите, я не могу, горю, горю». Кричала она сильно, а потом утихла. После этого она причастилась спокойно. «Я, - говорила она, - где только не была, все монастыри проехала, но здесь, в Астрахани, на кладбище особенно сильная благодать» — рассказывает рукопись.

В общем, вот такой способ борьбы с жизненными невзгодами и проблемами со здоровьем используют некоторые астраханцы и гости города. Главное тут, кажется, не переусердствовать в употреблении чудодейственного песка внутрь.

Комментарий

Ольга Драницына, психолог:

— Я думаю, здесь налицо так называемый «эффект плацебо», основанный на бессознательном психологическом ожидании. Подобные вещи хорошо действуют на людей внушаемых, которыми верующие как раз и являются.

Для подтверждения эффекта плацебо проводились эксперименты, где пациенту сообщалось, что препарат-пустышка обладает определенным действием на организм. И «пустышка» приносила определенные результаты. Физиологически это связано с тем, что в результате внушения мозг пациента начинает выработку соответствующих веществ, в частности эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие «настоящего» препарата. Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо, - повышение общего иммунитета, «защитных сил» человека.

Я бы предостерегла астраханцев от употребления земли внутрь. В конце концов, это негигиенично. Сила веры – это одно, а отравление - совсем другое.

Из святынь храма Иоанна Предтечи на старом кладбище можно отметить часть власяницы священномученика Иосифа, хранящейся в алтаре. Там же находится старинный работы металлический крест, внутри которого - деревянный крест с частицами мощей святых.

Алена Волгина,

"Хронометр-Астрахань" №44 от 03.11.09.