Зачем нужен Астраханский вододелитель и для чего его строили?
Есть масса версий. Основная – защитить город Астрахань от наводнения в случае прорыва Волжской ГЭС. Другой вариант – подача воды в Казахстан. На самом деле всё гораздо проще.

После того, как во второй половине пятидесятых годов Каспийское море в очередной раз стало резко понижать свой уровень, ряд учёных предложил версию, что причиной понижения уровня моря стало избыточное испарение воды с мелководных ильменей и произрастающей растительности на территории западных подстепных ильменей (ЗПИ).

В 1959 году появляется проект по осушению ЗПИ и строительству на их территории ирригационно-мелиоративной системы. Суть заключалась в осушении ЗПИ путём обвалования их от притока воды из русла Волги, строительстве искусственного канала с севера на юг и четырнадцати водных трактов, с востока на запад. Часть каналов – оборудованных шлюзами, часть – насосными станциями для принудительной подачи воды в канал.

В 1958 году начались работы по осуществлению проекта ещё до утверждения экспертизы в 1959 году.

Параллельно, появилась необходимость строительства вододелителя, с помощью которого решались ещё три проблемы, которые порождало строительство гидромелиоративной системы в ЗПИ.

Первая – куда девать избыток воды в половодье. Как бы мы не относились к советской науке, но учёные прекрасно понимали, что в половодье часть воды – а это до шестидесяти процентов объёма – плоскостным стоком, разливом по территории и уходя в грунты, расходовалось на ЗПИ.

Следующие – строительство и мелиорация новых нерестилищ площадью двести тысяч га взамен утраченных на территории ЗПИ. Здесь научное сообщество проявило себя не с лучшей стороны, просчитав перераспределение водного потока и регуляцию уровня воды на новых нерестилищах с помощью вододелителя. Они совсем не учли такие «мелочи», как направление движение водного потока, его объём и неспособность быстро прогреваться на разливах, которые по своим параметрам более похожи на Волго-Ахтубинскую пойму, где движение воды практически не останавливается, и холодные потоки периодически создают стрессовые ситуации. Они полностью забыли, как формируются условия и температуры воды, необходимые для полноценного нереста.

В итоге в результате того, что через пять лет после начала строительства этого авантюристического проекта вылов частика в дельте упал на сто тысяч тонн, доставка воды в глубь ЗПИ стала расти. Когда расходы составляли двести тысяч рублей в год при численности населения менее ста тысяч человек, часть проекта приостановили, а в 1973 году появилась экспертиза, подписанная теми же учёными, что и первая – об ошибочности проекта и постановление Совета министров РСФСР о прекращении работ.

К сожалению, вододелитель дали достроить до конца, и, не смотря на его вред и бесполезность, это чудо человеческой дурости по сей день возвышается рядом с городом Нариманов.

Ну, а судя по тому, как резко взялись за дноуглубление в дельте и ЗПИ, дураков в стране всё больше и больше. Желание урвать бюджетного бабла застило разум у людей, для которых положить в свой карман, даже уничтожив всё и вся, святое дело.

Так что не ломайте голову: это дорогущее сооружение – результат великой человеческой глупости, единственный способ вылечить которую придумали большевики – когда каждый лично своей головой несёт ответственность за порученное дело.

Владимир Андросов

Подробнее об астраханском вододелителе смотрите в сюжете советского телевидения.