Затерроризировали российскую школу – дальше некуда! Каких только опытов не проводили над ней демократы-преобразователи в последние годы. Уму непостижимо, сколько напридумано «новшеств», которые не вперёд вели российскую школу, а назад. И чему удивляться, если из стран с одним из самых лучших образовательных процессов, Россия вышла в аутсайдеры. А дипломы высших учебных заведений, которые когда-то котировались наравне с самыми престижными ВУЗами Европы и Америки, сейчас мало что значат. Вот и не принимают нашего брата, как раньше, с распростёртыми объятиями на Западе.

О современном учебном процессе, современных учебных пособиях и учебниках говорить не приходится. Об этом уже написано да переписано. А сколько критики, споров было на всех уровнях. До демонстраций, до митингов доходило. Казалось бы, ну всё – хватит терзать бедную школу. Дайте ей спокойно работать по программам, которые устраивают всех: и учителе, и учащихся. Нет же. Всё новое и новое придумывается. А это новое устраивает разве только тех, кто придумывает какие-то новые и новые образовательные стандарты, которые учителями принимаются в штыки, потому что берутся они откуда-то с потолков. Скорее всего, с потолков министерских кабинетов.

Сколько шуму – грому было и до сих пор идёт по поводу единого государственного экзамена. Среди учителей и учеников до сих пор нет одинакового мнения о целесообразности этого нововведения, хотя споры идут ни один год. В последнее время, правда, споры на этот счёт несколько поутихли. И вот опять нововведение. На этот раз профильное министерство из кожи вон лезет, пробивая в проекте закона «об образовании» концепцию реформирования российской средней школы на ближайший период, предлагая принять «революционный» федеральный образовательный стандарт для старшеклассников. В этом документе обозначены контуры грандиозного преобразования в работе школьных учебных заведений. Не всё так однозначно в этой образовательной программе, признаются в министерстве – инициаторе нового закона «об образовании». Негативные отклики учительско-преподавательского состава получила новая концепция изучения обязательных предметов, в число которых вошли «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и некий «индивидуальный проект». А вот все остальные предметы получили статус необязательных. Проще говоря, если учащийся захочет их изучать, он будет их изучать. Если не захочет, то никто его не заставит это делать. И среди таких необязательных предметов оказались русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, химия, биология, география, история. О, бедная история! Сколько же в последние годы было на тебя нападок! Сколько раз пытались тебя перелицевать, переиначить, переписать на свой лад новоиспечённые учёные с дипломами из-за «бугра», с поддержкой моральной и финансовой оттуда же.

Один предмет из образовательных областей учащийся может выбрать для глубокого изучения. Можно выбрать и два предмета. Но это означает, что выбрать русский язык и литературу, или алгебру и геометрию, физику и химию – невозможно. Так, во всяком случае, трактуется в проекте нового федерального государственного образовательного стандарта. Это всё очень волнует известных педагогов и учителей-практиков, которые направили открытое письмо президенту России Д. Медведеву, премьер-министру В. Путину, председателю Госдумы Б. Грызлову и министру образования А. Фурсенко с просьбой не допустить принятия ФГОС.

Просить Медведева, Путина, Грызлова – понятно дело. Они как бы независимые государственные деятели. К тому же, занимающие высшие государственные посты. Они и должны рассудить. А вот стоит ли просить Фурсенко, который, надо полагать, является главным проводником нового образовательного стандарта? Да он всё будет делать, чтобы детище его министерства воплотилось в жизнь. Так что апеллировать к нему – всё равно, что плевать против ветра. Все министры образования что-то оставили в памяти о себе. В основном, негативное, Фурсенко тоже что-то хочется оставить….

Фракции в Государственной думе провели «круглые столы» по поводу проекта закона «об образовании». Оппозиция считает, что реформирование ведёт к развалу отечественного образования. Ведет к тому, что государство может постепенно потерять сферы управления не только экономикой, но и социальными процессами, одним из которых является школьное образование.

Представители движения «Образование – для всех» разработали альтернативный проект новому закону «об образовании». Они считают, что в этом законе учтены такие принципиальные позиции, как финансирование образования, налогообложение, заработная плата учителе. Разработчики альтернативного законопроекта устанавливают требования к финансированию образования в размере не менее семи процентов объёма внутреннего валового продукта. При этом доля расходов на высшее образование должна быть в пределах пяти процентов расходов федерального бюджета.

Разработчики альтернативного законопроекта предлагают вместо подушевого принципа финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений ввести нормативное, при котором 30 процентов средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся. Доходы, направляющие на образовательный процесс и зарплат учителей, предполагается освободить от налогов и платежей.

Очень важный вопрос – законодательно закрепить статус учителя. В правительственном законопроекте этот вопрос не затрагивается. Этот вопрос оставлен без внимания. В альтернативном проекте называется целый ряд новых показателей таких, как заработная плата. В частности, определяется ставка педагогов средних и специальных образовательных учреждений. Она должна быть, как минимум, в полтора раза выше средней зарплаты в промышленном производстве, а профессора и преподаватели ВУЗов должны получать не ниже двух средних заработных плат.

Есть в альтернативном проекте варианты о пенсионном обеспечении педагогических и учительских кадров. Пенсионное обеспечение для них предполагается установить на уровне, предусмотренном для госслужащих. За сельскими учителями планируется сохранить все коммунальные льготы, которые были при советской власти.

Разработчики альтернативного законопроекта подумали и об учащихся средних специальных и высших учебных заведений, предусматривая повышение стипендий.

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 11, 15.04.11.