Говорят, что идеализация прошлого, - черта, присущая лишь пожилым людям. Это не совсем так. В наше время есть немало молодых людей, с пеной у рта доказывающих преимущества прошлой советской жизни. «Тогда, - говорят они, - всё было справедливее, тогда и вода была мокрее, и воздух — воздушнее, и милиция не так груба и непреклонна с нарушителями общественного порядка...»
Полбеды, если бы ворчуны эти сидели дома со своим сетованиями, но они всё чаще выходят со своими претензиями в общественные места, чтобы там найти сторонников для увеличения своих немногочисленных рядов.
Так ли уж хорошо было в так называемые советские времена?
Вот пример великой и несчастной жизни нашего земляка — Белоярцева Феликса Федоровича.
Он родился в 1941 году в нашем городе в семье потомственных врачей. В ранней юности уже профессионально ассистировал отцу-хирургу. Естественно, окончил Астраханский медицинский институт. Докторскую степень по анестезиологии получил в 34 года. В 1975 году в Институте сердечнососудистой хирургии им. А.Н.Бакулева он впервые в стране выполнил работы по длительной внелёгочной оксигенации, т.е. насыщении кислородом, с использованием фторуглеродных оксигенаторов и по замене газовой среды в легких на жидкий перфторуглерод. Это был первый шаг к созданию перфторана — заменителя крови.
После проведения экспериментальных исследований фармкомитет Министерства здравоохранения СССР разрешил первую, а в 1985 г. — вторую фазу клинических испытаний перфторана, в ходе которых был собран материал по применению перфторана у 234 пациентов.
Надо полагать, что у молодого ученого было много завистников и недоброжелателей в так называемой научной среде, где всегда присутствует множество очень энергичных, но совершенно не гениальных ученых.
Началась травля Феликса Белоярцева. Было возбуждено уголовное дело по надуманным обстоятельствам. Испытания перфторана в 1985 году были запрещены. 17 декабря этого года Ф.Ф. Белоярцев скончался при невыясненных обстоятельствам. По официальной версии он покончил жизнь самоубийством через самоповешение.
Что произошло четверть века назад, - теперь можно только предполагать.
Вполне возможно, что какой-нибудь влиятельный деятель советской науки решил продать ценнейшие разработки Феликса Белоярцева на Запад. Сам Белоярцев Ф.Ф. становился в этом случае лишним.
Очень может быть, что разработки Феликса Белоярцева заинтересовали военных, которые в этом случае обязательно засекретили бы эту тему. Ф.Ф. Белоярцев мог воспротивиться этому, что также вполне вероятно могло привести к летальному исходу...
Подобная история могла произойти и сегодня, но она случилась двадцать пять лет назад. Так что не стоит особенно идеализировать советское прошлое.
Рафик Идиатуллин,
"Факт и компромат" №21, 16.07.10.