Законопроект о статусе месторождений на Каспийском море внесен в Госдуму
Законопроект, направленный на закрепление единообразного подхода к регистрации прав на объекты обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря, правительство РФ внесло в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM 1 марта.

Правовой статус Каспийского моря как внутриконтинентального водоема, не имеющего естественного соединения с Мировым океаном, не регламентируется нормами международного морского права, в частности положениями Конвенции ООН по морскому праву. В связи с этим в нем отсутствуют «традиционные» морские пространства, такие как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, отмечают авторы.

Вопрос является предметом продолжающихся переговоров между прикаспийскими государствами, в рамках данного процесса по итогам переговоров на высшем уровне в ходе Астраханского саммита 2014 года зафиксирована готовность сторон установить в каспийской акватории следующие зоны: под национальным суверенитетом шириной 15 морских миль; рыболовные зоны (с исключительным правом на добычу водных биоресурсов) шириной 10 морских миль; общее водное пространство. Однако такое понимание отражено в заявлении президентов — политическом, не имеющем обязательной юридической силы документе, указано в сопроводительных документах к законопроекту.

Разграничение участков дна Каспийского моря в соответствии с соглашениями России с Казахстаном и Азербайджаном произведено исключительно в целях осуществления указанными государствами суверенных прав на недропользование, при этом объем суверенных прав, которыми Россия обладает в отношении своего участка дна Каспия по этим соглашениям, уже объема ее прав в отношении своего континентального шельфа согласно международному праву.

Закрепление за Россией суверенных прав в российской части дна Каспийского моря не означает и включения соответствующих пространств в состав территории Российской Федерации и не дает оснований для осуществления над ними всей полноты национальной юрисдикции, считают в правительстве.

По информации Росреестра, согласно географическим координатам расположения объектов в акватории северной части Каспийского моря, указанным в разрешениях на ввод соответствующих объектов в эксплуатацию, данные объекты располагаются за пределами районов, находящихся под суверенитетом Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что объекты обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенные на лицензионных участках недр российского участка дна Каспийского моря, могут быть условно приравнены к искусственным островам, установкам, сооружениям, расположенным на континентальном шельфе Российской Федерации, отмечают в правительстве.

В настоящее время регистрация объектов обустройства морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется согласно закону о шельфе и Правилам регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и прав на них.

При этом Постановлением № 760 предусмотрено, что регистрация искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется Росприроднадзором (пункт 2 Правил), находящимся в ведении Минприроды России, в специальном реестре — Реестре искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них.

«В связи с этим представляется целесообразным распространить применение указанных Правил также в отношении объектов обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря, на лицензионных участках недр, не затрагивая вопросы правового статуса российского участка дна Каспийского моря», — указали в правительстве.

regnum.ru