Институт полномочного представителя губернатора в законодательных органах власти существует с 1997 года. С 2006 году эти обязанности исполняет министр Виктория Гурьянова. Представляя позицию высшего должностного лица региона в Думе Астраханской области, она тем не менее также обязана учитывать интересы депутатского корпуса. В этом – сложность работы. А в чем еще? Как вообще принимаются законы? В чем заключается предварительная работа? У нас есть возможность задать эти вопросы человеку, который защищает в Думе все законы, кроме бюджета, и считает, что жизнь гораздо многогранней любой правовой нормы.

- Виктория Валентиновна, как удается соблюдать взаимные интересы исполнительной и законодательной ветвей власти? Насколько это сложно?

— Иногда коллеги в шутку говорят про меня, что я «свой среди чужих, чужой среди своих». Но это действительно шутка. На самом деле, поддерживать взаимоотношения нетрудно, если понимать, что главная цель совместной работы – это благополучие региона, населения Астраханской области. Эта ответственность предполагает тесное взаимодействие со всеми депутатами, а их 58, четыре фракции. Стараюсь быть аполитичной, готова выслушать каждого ради главного – найти то рациональное зерно, которое будет принято всеми.

В мои обязанности входит также мониторинг исполнения законов: очень важно знать, прижились ли законы, что вызывает неприятие или трудность исполнения. С учетом этого порой приходится вносить поправки в законодательство.

- А как вообще пишутся законы? На что ориентируются законодатели?

— Мне кажется неправильным, когда о законах говорят, что они «пишутся». Пишутся любовные записки. А законы рождаются. Очень сложно. Порой в таких муках! Иногда, чтобы выписать крошечную правовую норму, приходится прикладывать огромные усилия, чтобы каждое слово закона было правильно понято всеми. Это важно главным образом для исполнения. Законодательная деятельность строится на плановой основе – с учетом требований федерального законодательства, экономической и политической ситуаций. На каждое полугодие утверждается примерный план законодательной деятельности. Предварительная работа нашей команды, и в первую очередь, моя — это анализ ситуации. Необходимо понять, какую правовую брешь надо закрыть, какие рычаги ослабить, какие преференции возможны. Любой проект требует экспертного заключения прокуратуры, минюста, общественности. На то, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, отводится три месяца. Вся эта работа проходит под жестким контролем губернатора. И мы не вправе подвести его, так как он, в свою очередь, подконтролен президенту.

- Как происходит утверждение законов? Есть ли такие документы, которые принимаются не сразу?

— Сложности возникают, когда обсуждаются, например, документы, касающиеся льгот для определенных категорий граждан. Не потому, что власть не хочет, а потому что приходится изыскивать возможности, а они тоже существуют не всегда. Чтобы соблюсти определенные интересы, необходимо учитывать все, а иногда в ходе обсуждения возникает больше «нет», чем «да». Могу сказать, что любой налоговый документ принимается, как правило, не с первого раза, поскольку затрагивает интересы большого круга лиц.

- А когда возникают споры, как приходится действовать вам?

— Убеждать. Приводить веские доводы. Юридические, политические, экономические. Я всегда готова к этому: могу предвосхитить любой вопрос на два шага вперед, поскольку хорошо владею ситуацией.

- Сколько законов было принято в прошлом году? По каким направлениям?

— В 2014 году было проведено 13 заседаний Думы Астраханской области и 162 заседания комитетов Думы, результатом которых стало принятие 99 областных законов, из которых губернатором инициировано 62, депутатами Думы Астраханской области – 31, представительными органами муниципальных образований – один и пять — прокурором области. Приоритетные направления законотворческой деятельности определялись задачей правового обеспечения государственного устройства и реформирования местного самоуправления, правопорядка и безопасности, борьбы с коррупцией, развития экономики, формирования бюджета и финансовой политики, а также деятельности социальной сферы.

- Вопрос, вероятно, наивный, но есть ли среди принятых законы, которые вам наиболее дороги?

— Можно сказать, что я даже горжусь тем, что принят новый Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Астраханской области». Это настоящий Экологический кодекс, который детально прописывает ответственность за сохранение наших уникальных природных богатств. Документ серьезный – представьте, что он разрабатывался 1,5 года совместно с представителями ООН.

В феврале 2014 года вступил в силу Закон «О развитии российского казачества на территории Астраханской области», который восстановил справедливость по отношению к астраханскому казачеству, пережившему репрессии и лишения. Принят Закон о поддержке предпринимателей: теперь нормативные акты, касающиеся предпринимательской и инвестиционной деятельности, проходят специальную экспертизу, цель которой – устранить ненужные обязанности, запреты или ограничения, которые влекут необоснованные расходы для предпринимателей и инвесторов. Дополнен перечень мер социальной поддержки многодетных семей; ряд законов Астраханской области, принятых в 2014 году, направлен на совершенствование регулирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, на повышение энергетической эффективности на территории Астраханской области.

А в конце года был принят один из ключевых документов — Закон «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области». Вокруг него было много споров, но в конце концов возобладал здравый смысл. Считаю, что действие этого Закона создаст эффективную модель самоуправления, которая позволит оказывать населению качественные муниципальные услуги.

- Что будут обсуждать депутаты на первом в этом году заседании Думы?

— 26 февраля планируется рассмотрение Закона об Уполномоченном по защите прав предпринимателей. Документ очень серьезный, хотя несерьезными делами мы и не занимаемся.

Марина Паренская, 


"Газета Волга" № 9, 27.02.2015