ПРОЛОГ (вместо вступления)
Попросили нас с отцом как-то циркового медведя пристрелить – дрессировщик умер, другого хозяина не признаёт, а зоопарки не берут – своих бы животных прокормить. Погрузили клетку с медведем в бортовую машину и повезли за город. Ильич в кабине с водителем, я в кузове с медведём. А клетка-то оказалась на колесиках и на одном из ухабов она покатилась, да прямо на меня. Сижу я на полу кузова, прижатый клеткой к борту и ногами упираюсь – пытаюсь клетку от себя оттолкнуть. А медведь, зараза, почуял добычу, лапу протянул через прутья и у меня перед носом растопыренными когтями – Вжик! Вжик! Страшно! Ору! А ну как дотянется вдруг…
Но, вроде, пронесло. Доехали до, излюбленных Ильичём, Трёх Проток, зарулили в лес поглубже и столкнули клетку на землю. Ильич долго сюсюкаться не стал, расчехлил ружьё и пристрелил бедолагу. Расстелили полиэтилен, уложили на него медведя и стали обдирать с него шкуру, а клетку обратно в кузов закинули.
Тут из кустов вываливаются на поляну два охотника – в камуфляже, с ружьями, у каждого на поясе по несколько уток подвешено. Увидели нас и встали, как вкопанные… Я на их месте тоже обалдел бы, честно говоря. Картинка была еще та для Астрахани – сидят на поляне два мужика бородатых и свежуют убитого медведя, а рядом ружье с патронами валяется. А тут еще и Ильич их подначивает: – Вы тут, мужики, не шибко-то шлёндайтесь по кустам и камышам – здесь где-то ещё один бродит. У них тут, похоже, гнездо где-то рядом…
Мужиков как ветром сдуло!
Через пару дней Ильич приходит на работу – в руках газета. – На, – говорит, – почитай! …и смеется. Читаю: «На днях в районе села Три Протока неизвестными охотниками был убит взрослый бурый медведь. Есть вероятность, что он там был не один. Будьте бдительны, не отпускайте детей без присмотра. Обо всем подозрительном сообщайте в милицию и в редакцию газеты».
Это, конечно же, вполне правдивая, смешная и вполне понятная история. Но, то, что я хочу рассказать, лично у меня в голове пока не укладывается.
Как-то лет пятнадцать-двадцать назад слоняясь по Большим Исадам обратил внимание на свору бездомных собак копошащихся в огромной мусорной куче на задворках рынка. Картина для Астрахани того времени вполне типичная, только если бы не одно «НО»: среди обычных уличных «шавок», не обращая внимания на сотоварок в отходах вместе с ними копошилась обычная рыжая лиса – худая, грязная, голодная. Люди проходили мимо и самое поразительное, что ни кто не удивлялся…
Ну, лиса, ну и что… Через несколько дней после этого инцидента один мой знакомый рассказал, что на улице Чехова в курятнике частного дома была не единожды замечена такая же рыжая лиса, повадившаяся воровать курей. Ну, центр города, ну и что… И таких случаев уже на слуху не мало. Я, конечно, понимаю – голод не тетка и все такое…, но тут уже явно попахивает перестройкой психологии диких животных, изменением поведенческих аспектов и инстинкта самосохранения.
Лет восемь назад встречаю как-то своего друга Лосева Геннадия Аркадьевича, известного в Астрахани ботаника и эколога, и то, что он мне рассказал, было не менее удивительно, чем лисы на городских помойках. Пересечение улиц Николая Островского и Боевой. На перекрестке большая круглая клумба, на клумбе женщина-садовница высаживает в грунт цветы. Мимо проезжают троллейбусы, сигналят машины, снуют пешеходы. В центре клумбы важно задрав голову, сидит на задних лапах огромный суслик и негромко посвистывает. Посмотрев на ошалевшее лицо прохожего натуралиста, садовница с удовольствием заметила:
– Это Федя! Он у нас уже три года здесь живет! – Миша, что творится с природой? Как ТАКОЕ может быть? – спросил моего авторитетного мнения Геннадий.
А что я могу ему на это ответить? Не знаю!!!
А вот еще один факт, заслуживающий пристального внимания. Это произошло лет пять назад, когда я еще преподавал в Астраханском государственном университете на кафедре зоологии. Как-то на одном из занятий студентка второго курса (биолог) спросила, водятся ли в России колибри и если не водятся, то, что за маленькую птичку она могла видеть на цветочной клумбе в Трусовском районе города. По ее описанию это была очень маленькая птичка серого цвета, с тонким, длинным, почти прямым клювом. Птичка зависала над цветами петуний и …собирала нектар. Когда я попытался ее убедить, что она, вероятно, видела бражника (вполне обычный для Астрахани представитель чешуекрылых, т.е. бабочек), который так же зависает над цветами и питается нектаром с помощью длинного хоботка и который действительно напоминает маленькую птичку, то, к моему изумлению, оказалось, что еще две студентки из этой группы неоднократно видели в разных местах города на цветочных клумбах колибри. Самое удивительное, что они особого значения этому не придали, так как посчитали это не выходящим за рамки нормального. Ну, колибри, ну и что? Если бы случайно не зашёл разговор на эту тему, они бы так и думали, что это типичный для Астрахани вид. При опросе студентов других групп и более старших курсов выяснилось, что еще человек пять (как минимум) видели нечто похожее на колибри. Обескураживал их основной довод: – Что же мы за биологи такие, если птицу от бабочки не отличим? Ведь у бабочек перьев нет! На это мне возразить было нечего. Эта история бы так и забылась, если бы как-то вечером после работы я не увидел на столе у дочери рисунок с изображением колибри, зависшим над цветочным горшком с петуниями. Это был вид из нашего окна!!! За окном с уличной стороны в деревянном ящике у нас росли петунии. Настя пояснила, что она наблюдала эту птичку в течение почти целых получаса и зарисовала специально для меня. Я открыл большой иллюстрированный определитель «Птицы мира» на разделе, посвященном семейству колибри, и дочь уверенно ткнула пальцем в изображение серого колибри. Все было, как она нарисовала. Настя окончила художественную школу, и рисунок был более чем реалистичным и не доверять, не было причин (к сожалению, рисунок не сохранился). Оставалось только одно «НО» – я лично эту птицу так и не видел, хотя много бегал по городу по всем клумбам и опросил около полусотни садовников. Одна женщина, поливавшая газон близ областной администрации, сказала: – Да, летает тут всякое, не когда мне за ними наблюдать, мне поливать надо!
Самое удивительное в этой истории, что в Европе когда-то действительно водился колибри, но как считают ученые – этот вид вымер около миллиона лет назад. А может, все-таки не вымер? Во всяком случае, в интернете «гуляет» много свидетельств о встречах с колибри на Алтае, в Воронеже и других уголках нашей страны, но на всех просмотренных мной видеороликах в реальности засняты все-таки бражники. Но как знать…
А вот еще одна забавная история, так же связанная с животным, которого не должно здесь быть и которая длится больше года. В прошлом августе, находясь в Черном Яру в геолого-палеонтологической экспедиции, мы с начальником отряда кандидатом геолого-минералогических наук из С.-Петербурга Застрожновым Андреем Станиславовичем (Всероссийский геологический институт им. А.П. Карпинского), подъезжая к лагерю, увидели нечто такое, что вынуждены были остановиться и смотреть, буквально «разинув рты». Прямо перед нами метрах в пяти на асфальте резвились две БЕЛКИ! Две настоящие, живые, рыжие, пушистые белки! Завидев нас, они в два прыжка скрылись в придорожных зарослях кустарников и деревьев. Ошибки быть не могло – так бегают и прыгают только белки! Я опытный биолог с большим стажем (и как таксидермисту не раз доводилось изготавливать чучела белок), Андрей Станиславович тоже не мог ошибиться – белок он в Питере видит каждый день. Естественно, что в лагере нам ни кто не поверил и даже несколько дней над нами посмеивались: «– Этим двоим, больше не наливать – им уже белочки мерещатся»! Целую неделю мы периодически возвращались к тем кустам на обочине, но второй раз белок так и не увидели.
Через год эта история получила неожиданное продолжение. Как-то летним вечером сидели в гостях у друзей и их соседи рассказали, что они на днях видели у себя во дворе на дереве настоящую белку, но они боятся кому ни будь об этом говорить, что бы их не засмеяли. Я им рассказал свою прошлогоднюю историю, чем их изрядно успокоил (к слову – из восьми присутствовавших человек четверо имеют биологическое образование, в том числе и хозяева дома). Где-то через два месяца после этого тот же друг (у которого были в гостях) занимался во дворе осенней опиловкой садовых деревьев. Сидел на грецком орехе и отпиливал ненужную ветку. Когда же ветка с хрустом рухнула вниз, то за ней на соседней ветке прямо напротив хозяина «нос к носу» оказалась большая рыжая белка. Белка в лапах держала грецкий орех и пыталась его раскусить, при этом на человека никак не отреагировала. Дмитрий (так зовут моего друга), не спускаясь с дерева, позвал жену – лишний свидетель ни когда не помешает. – Ну, надо же! Действительно белка! А ведь я соседям не поверила! – сказала его жена, завидев это чудо. Тем временем белка спокойно догрызла орех и перескочила на соседнее дерево…
А вот еще одна совсем свежая история. На днях был у брата на дне рождения, и одна старая знакомая рассказала забавный случай, произошедший этим летом. Сидела дома, собиралась печь пирожки. Достала из кладовки кастрюлю с мукой и поставила на кухне под стол. В это время услышала как кто-то шкрябается в уличную дверь и попросила сына посмотреть кто там. Максим приоткрыл дверь, и тут же что-то юркнуло внутрь. Собака – не собака, кошка – не кошка (на кошку даже это ЧТО-ТО было похоже меньше всего), но исключительно лохматое.
Искали по дому минут двадцать. Нашли под столом на кухне – в кастрюле сидела огромная ондатра и нагло ела хозяйскую муку! Потом еще минут двадцать гоняли ее по всему дому веником – уходить не хотела! Кое-как выпроводили незваного гостя, но мука и пирожковое настроение были окончательно испорчены.
Что-то не ладное творится в мире животных. Возможно, меняется климат, а значит, меняются условия обитания, живность меняет свои привычки и приспосабливается к новым условиям обитания, обживая все новые места. Во всяком случае, уже давно многие астраханцы отмечают, что в городе стало заметно меньше голубей, грачей стало больше чем ворон, в городе стали появляться сороки (чего раньше ни когда не было), горлицами в городе тоже уже ни кого не удивишь. В центре города напротив областного музея в башенке на крыше жилого дома, например, поселился и жил в течение пяти лет самый настоящий филин. Построил гнездо, выводил птенцов и по ночам, выглядывая в слуховое окошко, ухал на всю округу. И никого это не удивляло.
Когда-то ни кто не поверил в вероятность истории о существовании каспийского геккончика (маленькая ночная ящерица) в центре города на одной единственной стене одного единственного дома – слишком уж это походило на фантастику, ведь ареал его исконного распространения находится в Дагестане. Потребовалось более пяти лет, что бы доказать его существование и теперь в этом уже ни кто не сомневается. А самое интересное, что его микропопуляция начала возрастать и его микроареал в Астрахани уже увеличился до целого квартала. Так, что как мы видим, иногда даже самые фантастические предположения оказываются впоследствии научным фактом!
У этой истории, вероятно, нет начала и скорее всего ни когда не будет конца… Вероятно, нас впереди ждет еще не мало удивительных открытий.
Вместо ЭПИЛОГа
Дело было в Чёрном Яру, в экспедиции – собирали по берегу кости давно вымерших животных. Стояли лагерем над обрывом. Степь до горизонта, до села километров десять. Солнце село, костер догорел, и мы разбрелись по палаткам. А палатка Гены Лосева аккурат рядом с моей палаткой стояла. Лежим, переговариваемся – полнолуние же, спать-то не охота.
И вот тут-то все и началось…
Слышим топот такой – топ-топ-топ и тень по палатке – шасть, шасть…туда-сюда, туда-сюда… Да не одна – много их… штук двадцать, и топают. Да маленькие такие – сантиметров 20-25, не больше, на задних лапах, как человечки. Бегают, суетятся, спотыкаются через верёвочные растяжки, падают, вскакивают и… вроде как матерятся, бормочут что-то!
Хвостики короткие, рогов нет – значит не чёртики. – Гномики… – загробным голосом простонал из соседней палатки Гена Лосев. – Мишка, ты их видишь?
А их хорошо видно на фоне полной луны – бегают, бурчат, спотыкаются… – Мишка, глянь кто это… – голос у Генки предательски дрожал. – А сам-то что? Боишься что ли? – промычал я и забился в угол поглубже.
Тут вдруг один из этих самых, черт его знает кого, остановился и замер прямо перед входом в мою палатку, и лапы свои ко мне тянет! «Хорошо, что я ботинки вовнутрь занес, – подумал я, – если что – сразу прмо по морде врежу», …но он убежал – не стал, видно, дожидаться по морде.
Ну да делать-то не чего – страшно, а выглянуть надо. Я же все-таки начальник экспедиции и должен отвечать за порядок на вверенной мне территории. Собрал всю волю в кулак, перекрестился и распахнул вход…
…Я ни когда не видел, что бы суслики бегали на задних лапах! И даже не слышал о таком! Но факт остаётся фактом – обалдевшие от полнолуния и безнаказанности, суслики воровали пшено из наших продовольственных запасов.
М.В. Головачёв, «Астраханский краеведческий вестник»
© Астраханское отделение РГО
© Издатель: Сорокин Роман Васильевич







