По подсчётам экологов и членов общественных объединений, в Астраханской области несколько сот несанкционированных свалок. Они загрязняют природную среду, угрожают экологической безопасности, влияют на здоровье и самочувствие наших земляков, живущих вблизи сваленного бытового хлама и отходов промышленного производства.
Да что там сельская местность? В областном центре – в Астрахани, насчитать можно десятки свалок. О них говорят, пишут жалобы в СМИ (в том числе и в наш еженедельник). Иногда эти горы мусора очищают. А нередко всё остаётся по-старому.
Недавно появилось сообщение о ликвидации свалки на улице Латышева. Прокуратура области через суд потребовала от «АстраханьЭкоСервиса» прекратить складирование мусора на территории бывшего завода резино-технических изделий, потому что это нарушало санитарно-эпидемиологическое законодательство. Советский райсуд исковое заявление удовлетворил, деятельность мусороперегрузочной станции прекращена. От мусора освобождены все помещения. Теперь жильцы жилых домов, находящиеся по соседству со станцией, могут жить спокойно. Но наказан за такое безобразие никто не был. Да и где гарантия, что это не повторится вновь?
А ведь уже с первого января регионы должны были перейти на новый режим обращения с бытовым мусором. Как эту проблему будут решать в нашем регионе? Или будем ждать, когда случится беда? Не секрет, что компании «Эко Сервис» и ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» обращаются не только с обычными бытовыми отходами, но и с отходами, в которых есть и могут быть экологически опасные вещества. И не случайно следственные органы возбудили против этих компаний уголовное дело, предусматривающее наказание за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами и веществами. По версии следователей, с декабря 2015 года до конца 2016 года названные компании нарушили установленные нормы и правила транспортировки, а также хранения твёрдых бытовых отходов на территории Ленинского района Астрахани. Это создало угрозу причинения серьёзного вреда здоровью населения и окружающей природной среде.
Новые правила переработки твёрдых бытовых отходов планировалось внедрить с первого января 2017 года. Об этом выше уже упоминалось. Но министерство природных ресурсов, ссылаясь на неготовность регионов, попросило дать ещё два года отсрочки. Объяснено это было следующим образом: для полноценного запуска «мусорной реформы» нужно, мол, чтобы субъект федерации получил дополнительное время. Но самое главное – кабинет министров не успевал проверить обоснованность региональных тарифов для населения на вывоз мусора. По данным счётной палаты, мусорная проблема не могла быть решена и заработать в полную силу из-за того, что не были подготовленными все подзаконные акты. А их в общей сложности более десяти.
Стало известно, что до последнего времени стоимость услуг по вывозу отходов определялась исходя из договоров управляющих компаний со специализированными предприятиями. Услуга являлась жилищной и не подлежала государственному тарифному регулированию. Теперь за этим будет следить федеральная служба по тарифам, которая и утверждает методику расчётов. Но каждый регион должен поработать над обоснованием тарифных цен. Тарифное регулирование откладывается. Профильным министерствам и ведомствам придётся нести ответственность за эту неопределённую ситуацию. И сделать всё для тщательной подготовки и проработки механизмов реализации предлагаемой населению «мусорной проблемы», потому что она не может тянуться бесконечно.
AST-NEWS.ru
«Хороший тон» по-астрахански
Непосредственно в населённых пунктах таких свалок не много, а вот выйди за село, и картина будет совсем иная. В холодное время ещё никуда не шло, а вот летом от некоторых свалок идёт такое зловоние, людям иногда дурно становится. Во дворах, на улицах сваливать бытовые отходы неприлично. Соседи могут осудить, а вот вывезти за село, свалить около дороги – это обычная ситуация.Да что там сельская местность? В областном центре – в Астрахани, насчитать можно десятки свалок. О них говорят, пишут жалобы в СМИ (в том числе и в наш еженедельник). Иногда эти горы мусора очищают. А нередко всё остаётся по-старому.
Недавно появилось сообщение о ликвидации свалки на улице Латышева. Прокуратура области через суд потребовала от «АстраханьЭкоСервиса» прекратить складирование мусора на территории бывшего завода резино-технических изделий, потому что это нарушало санитарно-эпидемиологическое законодательство. Советский райсуд исковое заявление удовлетворил, деятельность мусороперегрузочной станции прекращена. От мусора освобождены все помещения. Теперь жильцы жилых домов, находящиеся по соседству со станцией, могут жить спокойно. Но наказан за такое безобразие никто не был. Да и где гарантия, что это не повторится вновь?
Мусор из избы
Много статей о свалках на городских окраинах было опубликовано. Да разве только на окраинах? Вспомним, сколько писалось о мусорных завалах около многоквартирных домов в разных районах Каспийской столицы. Проблема не снята с повестки дня. Ещё довольно много жилых микрорайонов в Астрахани, где до сих пор не наведён порядок с вывозкой твёрдых бытовых отходов. Меняются компании, пытающиеся решить проблему, но воз и ныне там…А ведь уже с первого января регионы должны были перейти на новый режим обращения с бытовым мусором. Как эту проблему будут решать в нашем регионе? Или будем ждать, когда случится беда? Не секрет, что компании «Эко Сервис» и ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» обращаются не только с обычными бытовыми отходами, но и с отходами, в которых есть и могут быть экологически опасные вещества. И не случайно следственные органы возбудили против этих компаний уголовное дело, предусматривающее наказание за нарушение правил обращения с экологически опасными отходами и веществами. По версии следователей, с декабря 2015 года до конца 2016 года названные компании нарушили установленные нормы и правила транспортировки, а также хранения твёрдых бытовых отходов на территории Ленинского района Астрахани. Это создало угрозу причинения серьёзного вреда здоровью населения и окружающей природной среде.
Новые правила переработки твёрдых бытовых отходов планировалось внедрить с первого января 2017 года. Об этом выше уже упоминалось. Но министерство природных ресурсов, ссылаясь на неготовность регионов, попросило дать ещё два года отсрочки. Объяснено это было следующим образом: для полноценного запуска «мусорной реформы» нужно, мол, чтобы субъект федерации получил дополнительное время. Но самое главное – кабинет министров не успевал проверить обоснованность региональных тарифов для населения на вывоз мусора. По данным счётной палаты, мусорная проблема не могла быть решена и заработать в полную силу из-за того, что не были подготовленными все подзаконные акты. А их в общей сложности более десяти.
На то и проблема, чтобы её решить
Как выясняется, в том, чтобы у каждой выброшенной бумажки был свой хозяин и который бы нёс ответственность за её утилизацию, необходимо подготовить переход к практике переработки твёрдых бытовых отходов и дальнейшему возвращению их к возвращению в экономику в виде вторичного сырья. Но для этого в каждом субъекте должна появиться региональная система мусорных полигонов и должен быть определён территориальный оператор, который бы определял транспортировку и утилизацию мусора.Стало известно, что до последнего времени стоимость услуг по вывозу отходов определялась исходя из договоров управляющих компаний со специализированными предприятиями. Услуга являлась жилищной и не подлежала государственному тарифному регулированию. Теперь за этим будет следить федеральная служба по тарифам, которая и утверждает методику расчётов. Но каждый регион должен поработать над обоснованием тарифных цен. Тарифное регулирование откладывается. Профильным министерствам и ведомствам придётся нести ответственность за эту неопределённую ситуацию. И сделать всё для тщательной подготовки и проработки механизмов реализации предлагаемой населению «мусорной проблемы», потому что она не может тянуться бесконечно.
Борис Касаткин,
«Факт и компромат» (№ 4 (714), 2017 г.)