Я не являюсь сторонником никаких запретов. От них нет никакого толка, одни расстройства пищеварения, нервов, а также обильная почва для произрастания коррупции, подпольного бизнеса и других неприятных, тяжелых, грузных вещей. Взять хотя бы запрет курения в общественных местах и немедленное закуривание в случае ДТП сигарет всеми участниками аварии и прибывшими на место гаишниками. 

Закон суров

Курят гаишники так, словно они сами врезались, причём друг в друга и ещё задели машину областного ГИБДД. Нормальный человек не будет совершать то, что за пределами морали. Если он всю жизнь ничего плохого не делал, но «вдруг» пошёл на преступление или административное правонарушение, значит – он жил неправильно, значит – оставлял возможность самому себе для проступка. Всего не предусмотришь, но можно максимально оградить себя от возможных проблем, заранее подготовившись к ним и ведя себя сообразно морали. Своей морали, хотя она одна на всех, только об этом мало кто догадывается. 

Когда же в нормы морали приходят нормативные акты, когда мораль стягивают в рамки закона, это выглядит несколько странно. 

Есть вещи, которые не приносят никому никакого вреда и не выходят за рамки морали, но при этом так или иначе подпадают под ограничения законом. Однако в чём смысл таких запрещений - остаётся не ясным. Если подавляющее большинство нарушает тот или иной закон, оставшаяся часть не видит в этом ничего плохого и только упёртые единицы продолжают настаивать на сохранении закона или его ужесточении (при этом мораль к этому никак не относится вовсе и никто никому не мешает), то такой закон искусственный, вызван теми или иными соображениями – например, экономическими. В результате целые пласты общества остаются за гранью спокойствия и постоянно встревожены тем, что им приходится в разном виде переступать закон. 

В дальнейшем это приводит к следующему: нарушив конкретный закон несколько раз, человек начинает нарушать и другие законы. Или не начинает, но оставляет за собой такое «право».

Вот тебе и лагерёк

Есть совершенно глупые запреты. Например, в нашей стране взяли и смешали все цвета в один цвет и дали ему новое название, запретив при этом цветам между собой ругаться, запретив вообще упоминать о том, что тот или иной цвет может быть в конфликте с другими представителями цветовой палитры. На бытовом уровне это никуда не исчезает, а значит и запрет не действует. 

Для этого стоит посетить хотя бы мужскую компанию, в которой кипят страсти, будь это спортивные игры или другие массовые мероприятия. Там довольно явно называют цвета по цветам, могут сказать и уменьшительно-ласкательно, а могут произнести фразу «ну что ты как синий!», имея в виду отрицательные черты этого цвета. Мнимые или настоящие - не важно. Сам факт запрета не действует. И если каждого привлекать за фривольное отношение и обозначение цветов, все бы уже давно сидели в одной большой тюрьме, достаточно было бы просто повернуть пограничников вовнутрь: вуаля! Лагерёк готов!

Единицы шедевров

Кто придумывает запретительные законы - неизвестно. Уважаемые, типа, люди, известные и что-то ещё, а законы получаются не очень. В основном они носят запретительный характер. Если оставить без выходных и проходных (в прямом смысле убрать проходные) здание с сочинителями законов, в какое-то количество времени они запретят всё, а последним запретом станет запрет на запреты и всё придёт в норму. 

Пока же до этого светлого дня далеко, а сочинители ещё и на редкость живучие (чай не в шахтах пашут) у меня есть предложение действительно нужное для Астрахани - запретить продажу баллончиков с краской лицам, моложе восемнадцати лет.

Баллончик с краской нужен, прежде всего, малярам для покраски деталей, для аэрографии. Во вторую очередь, баллончики нужны для любителей граффити, но в Астрахани даже самые лучшие граффити столь ужасны, что я бы забрал у граффитчиков и баллончики с краской, и руки, ибо мозг у них явно забрали до меня. 

Настоящих шедевров граффити в Астрахани единицы, а добротных работ лишь несколько десятков. Необходимости продавать баллончики, таким образом, нет. Для совсем уж любителей творчества можно сделать лёгкую регистрацию, чтобы каждый несовершеннолетний граффитчик мог использовать не больше десяти баллонов в месяц для выполнения муниципального заказа или участия в конкурсах, так называемых батлах граффитчиков.

Саммит и дебилы

При этом у нас в городе (в отличие от той же Казани) граффитчикам не дают под раскраску панельные дома. Кайнары можно есть в Астрахани и Казани, радоваться домам панельным в Казани можно, а в Астрахани это унылый, но действенный способ скатиться в ямку депрессии и там влачить существование до самой весны.

Вот и стараются сделать мир лучше юные граффитчики, пытаются хоть как-то разбавить окружающую действительность хоть чем-то. Обычно это начинается и заканчивается оставлением своей подписи везде, где ни попадя. Идёшь по улице и ставишь свою «фирменную» подпись, в результате чего областной центр превращается в какой-то нелепый полигон для чёрных закорючек. Их начинают закрашивать, в результате на бежевом доме появляются белые прямоугольники, под коими проступают чёрные закорючки. 

К саммиту отремонтировали и покрасили множество фасадов – и для дебилов (то есть детей дебилов) это просто раздолье. Дебилов, потому что человек с баллончиком может нести только послание миру, будь то политическое послание или рисунок, заставляющий задуматься прохожего. Если человек с баллоном в руках не использует его для хозяйственных, промышленных нужд и для искусства, значит он дебил, тут всё просто.

Как боролись с бомбочками

Дабы исключить эту милую категорию граждан из процесса загаживания Астрахани (благо доброхотов хватает в этом направлении), нужно законодательно на местном уровне ограничить продажу лакокрасочных баллончиков. Обычная краска? Да, это пожалуйста, сколько хотите. Пусть ходят с банками и кисточками и рисуют свои подписи как и где хотят, но это же будет выглядеть так по... колхозному, правда? А то, что содержание останется прежним, что в голове от этого не прибавится, вот в этом и есть суть. 

То есть человеку без баллончика не придёт в голову заниматься тем же самым с банкой краски обычной. Баллончик в руке как пистолет, из него всегда хочется выстрелить, если вы не пацифист. А если не пацифист, то зачем же вам пистолет? Зачем вам баллончик, если у вас в голове дует северо-западный с порывами до тридцати метров в секунду?

Да, юным дебилам могут помогать взрослые дебилы: покупать баллончики, дарить их, продавать из-под полы, но масштаб проблемы снизится. Запрет очень странный и не будет работать? Хорошо, давайте пару слов о действиях запретов. Помните марганцовку, сурик и серебрянку? Ещё магний можно вспомнить, но его не было в свободной продаже, за ним приходилось «обращаться» в аэропорт. Из этих составляющих веществ раньше делали так называемые бомбочки, от взрывов которых оставались тёмно-синие пятна на стенах домов и рубцы на сердцах их обитателей. Ограничив реализацию марганцовки и сурика, а также начав активнее продавать уже готовую серебрянку, а не в сухом порошковом виде, была решена проблема этих «бомбочек». То есть ограничения касались в первую очередь террористической опасности, но в итоге стало спокойнее на улицах и от юных «террористов», переставших терроризировать астраханцев своими бесконечными взрывами в любое время дня и ночи и где угодно.

И о спайсах

Взрослый человек, максимум, возьмёт баллончик и напишет «прости меня, зая» или «спасибо за сына!». Взрослому человеку не придёт в голову ходить и оставлять свои автографы или метки по всему городу. А начинающему дебилу это в самый раз. Оградив его от этой напасти, можно защитить человечество от будущих непризнанных художников, из которых вполне вырастают Гитлеры и просто «рядовые» маньяки.

Само собой, что вместо баллончиков найдутся другие занятие и навряд ли они будут более созидательными, но город станет чище и это, самое главное, что может быть - сохранить красоту после саммита на максимально долгий срок.

Ну и пару слов о миксах да спайсах: наносят рекламу везде и всюду как раз таки юные «дарования», умудряющиеся покупать всё это оптом, а потом продавать в своём же детском кругу, но уже не только дебилам, которых родители-дебилы не могут пристроить в спортивную секцию (просто не хотят, извините, чего уж там "не могут"), но и обычным детям из благополучных семей.

Астрахань станет чище в течение года, а в будущем проблема просто перестанет существовать.

О настоящих профессионалах своего дела и ни капли не вандалах, расскажу в ближайшее время.

Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 35 (595), 12.09.2014 г.