Некоторое время назад премьер-министр Владимир Путин собирал профсоюзных деятелей и активистов, чтобы поговорить о роли профсоюзного движения в борьбе за права трудового народа. Поговорить было о чём. В этом году, например, по разным поводам прошли массовые митинги в разных регионах страны. В Москве широкий резонанс получил митинг в защиту свободы собраний. Милиция, как говорится, не дремала, арестовав полторы сотни участников. Не отставала от столицы и глубинка. Народ выходил на улицу, чтобы высказать своё недовольство по поводу повышения тарифов, задержки зарплат, увеличения налогов….
В самом начале года, в январе, грянуло в самом западном городе России – Калининграде. Близость европейских границ, видимо, подталкивает местное население к различного рода протестам. Такого здесь ещё не было, чтобы митингующие протестовали против «самого святого» – против действующей правительственной партии и даже против областного правительства, которое практически не реагировало на значительно повышение транспортного налога. На этот митинг, по разным подсчётам, вышло десять с лишним тысяч человек. Возглавляли и организовали этот народный протест различные партии и движения. В первую очередь, естественно, оппозиционные, которые сумели договориться, несмотря на противоположные взгляды на действия нынешней власти. Митингующие собирали подписи, требующие отмены нового транспортного налога, но и одновременно с этим, отставки губернатора и правительственных чиновников. Требования митингующих услышали, и транспортный налог снизили до прежнего уровня. Потом потерял своё кресло и губернатор Боос. Так вот в отдельно взятом регионе России народ добился выполнения своих требований.
К сожалению, в других регионах страны таких мощных митингов не проводили. А это говорит о том, что до сплочения населения в вопросах борьбы за справедливость и права ещё далеко. Наглядно этому было продемонстрировано на общероссийском «Дне гнева», который проводился 20 марта в пятидесяти городах России. А вот первомай, как в прежние времена, собрал огромное количество трудящихся. Компартия, а также ЛДПР и «Справедливая Россия» оказались во главе праздничных колонн. Была здесь и «Единая Россия». Но у всех были цели разные. Радует, что на этот раз первомайские демонстрации проходили под лозунгами и призывами сплочения за свои права. А то ведь в последнее время как-то незаметно первомай стал превращаться в праздник тихий и безыдейный, в праздник весны, мира и труда. И случилось это, прежде всего, по вине профсоюзов, которые потихоньку сдают свои позиции. И если бы не оппозиционные партии, вряд ли профсоюзы в одиночку смогли бы выводить массы людей на улицы.
Надо сказать, что в организации народных шествий довольно активно сейчас действует «Единая Россия» с её молодёжным крылом. Они выводят на демонстрации работающий люд, особенно госучреждений, буквально под роспись каждого. Не знаю, как в других городах, а у нас учителя, медики, работники администраций и все, кого называют бюджетниками, обязаны беспрекословно подчиняться. Иначе могут быть серьёзные проблемы на работе. Раньше мы выражали недовольство тем, что нас заставляли выходить на праздничные демонстрации 7 ноября и 1 мая в обязательном порядке. Но тогда был тоталитаризм. Правила одна партия и был единый профсоюз. Сейчас много партий, много профсоюзов. Кроме ведомственных, появились независимые. Я вот никак не пойму – независимые? От кого независимые? От рабочих, крестьян, интеллигенции? Скорее всего: и от тех, и от других, и от третьих… Живут сами по себе. Никому не помогают. Только сочувствуют. Смешно смотреть, как ведут себя руководители так называемых независимых профсоюзов в высоких кабинетах. В том же Кремле, в том же доме правительства подобострастность так и просматривается, с какой стороны не посмотри. Одобрям-с, будет сделано, - читается в выражениях их лиц. На словах и на бумаге они вроде бы на стороне рабочего люда, а на деле всё делают в угоду президенту и премьеру. И не удивительно, что не стали пользоваться уважением. Как раньше, так и теперь главное в работе профсоюзных руководителей – угодничество вышестоящему начальству. Это мы, как говорится, уже проходили…. А как же насчёт защиты социальных прав трудящихся? Не потому ли так мало платят рабочим, что их некому защитить? Не потому ли притесняют работодатели, что некому подставить плечо, когда им трудно? Сейчас вот опять месяцами не выплачивается заработная плата. Не везде, конечно. Но примеров – хоть отбавляй. В той же Астраханской области дела о невыплатах доходят до судов. Даже в государственных учреждениях. А где же доблестные профсоюзы? Ведь это их прямая обязанность: стоять на страже законов и порядка. Но профкомы готовы подать иск в суд, чем встать стеной за рабочего человека. Так меньше хлопот и спокойно.
По телевидению показывали демонстрацию трудящихся Франции за свои права. В первых рядах – активисты профсоюзов. Они вместе с народом протестовали против снижения заработной платы и увеличения возраста выхода на пенсию. Помнится как под шумок о финансовом и экономическом кризисе работодатели беззастенчиво уменьшали зарплату людям буквально во всех отраслях. Вот бы профсоюзам и организовать протестные действия. Но этого не случилось. Профсоюзы безмолвствовали. Во всяком случае, у нас в Астраханском регионе. Однако в Южном федеральном округе протестные мероприятия проходили. Самым серьёзным протестом была голодовка ростовских авиадиспетчеров. Затем эта акция переросла во Всероссийскую. Диспетчеры требовали увеличения заработной платы, а вместе с этим требовали убрать из коллективного договора пункт о праве администрации в одностороннем порядке менять его и внесли в него своё условие об оплате труда.
Власти довольно негативно отнеслись к таким выступлениям. А вообще-то наши власти всегда ярые противники волеизъявления трудящихся. Было это раньше, остаётся и теперь. И профсоюзы должны приучить власти к соблюдению всех положений Конституции Российской Федерации. Власти довольно грубо относятся к людям, заявляющим открыто о своих правах на массовых акциях протеста. А проще говоря, пускают в ход силу в лице омоновцев и других спецподразделений.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 33, 22.10.10.