Несмотря на всевозможные запреты и ограничения, табак по-прежнему широко шагает по земле астраханской. Представительства различных фирм, специализирующихся на поставках табачной продукции и не думали сокращать штат сотрудников и закрывать офисы. Воротилы табачного бизнеса продолжают раскурочивать астраханское здоровье и идут на все новые ухищрения в этом своем печальном занятии. На них давно пора было обратить внимание местным парламентариям разных уровней, но где астраханские депутаты, а где промоутеры табачных изделий? Да они живут в параллельных мирах!
Как это работает
Там, где работают промоутеры от вредного бизнеса, депутаты были так давно, что и сами вряд ли вспомнят. Однако именно в таких местах любят расширять свое дело табачные ребята, посылая на передний рекламный фронт девчат. Причем не просто девчат, а со смазливыми мордашками (лицами назвать тяжело эти картинки на ножках, подсаживающих всех нас на курение, траты денег на табак и последующие затраты на здоровье: лечение, операции и так далее).
Заходит в один из проходных магазинчиков типичный астраханец, а его тут как тут и спрашивают: «Вы курите?» При этом сам вопрос не столь важен, важно внимание, которое обратила на астраханца девушка-промутер с непременной папкой в руках и многочисленными сувенирчиками из разряда «купите две пачки сигарет, а зажигалку стильную мы вам подарим!». Зачем вообще нужна человеку зажигалка, да ещё и стильная, клиент не понимает, а если ещё и под хмельком, то запросто покупает аж две пачки сигарет и получает ту самую зажигалку. Теперь у него в кармане помимо его «родной» зажигалки и мятой пачки любимых сигарет лежат ещё куча ненужных вещей. Но дело сделано: человек получил сразу много всего и волей не волей, а скурит всё это в ближайшее время. Останется и приятное ощущение от того, что вот к тебе обратилась миловидная девушка.
Как подсаживают детей
Так-то оно так, но вот, что смущает: девушки проводят свои промо в отношении астраханцев мужского пола, оставляя девушек без внимания. Они пропустят мимо себя нескольких барышень и даже слова не скажут, но стоит появиться противоположному полу, девушка-завлекалка начинает свое чириканье. При этом она руководствуется только внешним видом человека, то есть запросто может начать свою беседу с лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста – не спрашивают такие же девушки паспорта, им просто нужно подсадить человека на табак, а как он в свои семнадцать лет будет потом ходить с «опухшими ушами», такую мадам не беспокоит. В результате вчерашним ещё детям приходится выклянчивать сигареты у прохожих, умолять продавца продать им табак или просто просить у старших купить им сигареты. А где сигареты, там и все прелести взрослой жизни, разом обрушивающейся на неокрепшие головы тех, кто хотел всего лишь покурить сигареточку, не задумываясь о последствиях.
И где эти табачные компании в обычной астраханской жизни, где они видны повседневно? Да не видать их и не слыхать. Ни в каких благотворительных проектах они не участвуют, свои самостоятельные не проводят. Все их проекты, это отправка по занюханным местам с подвыпившим контингентом очередных порций девушек, не гнушающихся торговать лицом, своим лицом, представляя его в качестве витрины: «Кури такие сигареты и все у тебя будет успешно, к тебе постоянно будут обращаться такие же как я!». А от торговли лица до торговли телом один шаг. Возможно, многими табачными феями он уже пройден, ведь сначала они тоже начинали с малого, а после им дали возможность поработать, карьерный рост предложили, вот они и пашут своими губами и улыбками ради того, чтобы ездить на корпоративной машине и, опять же, рекламировать «свою» фирму в потоке движения.
Слово астраханским депутатам
Так стоит ли нам допускать подобные выходки от монстров, зарабатывающих на здоровье астраханцев? Стоит ли закрывать глаза на то, как активизировались по всей Астрахани эти юные бестии, предлагающие добровольно покинуть этот мир, предварительно промучившись долгое время.
И вообще, с какой радости я должен отвечать на вопрос о том, курю ли я? Быть может, я курю, но не хочу говорить об этом по сугубо личной причине? Хочешь узнать, спроси у меня сигарету, вот и все, что в душу лезть ко всем, приставать зачем? Многие же бросают или уже прошли эту стадию, но каждый раз болезненно реагируют на разговоры о табаке, вид сигарет и других явлений, связанных с табакокурением, как то - курение водителем маршрутки – одно из самых раздражающих факторов. Дополнительный стресс таким людям, избавившимся от физической зависимости, но сохранив зависимость психологическую, не нужен ни в коем случае. Я не говорю о том, что государство должно нянчиться с каждым, но оно всегда сначала дает людям вволю набаловаться с новой игрушкой, а затем жестко отбирает ее. Так было со многими препаратами и веществами, так происходит и сейчас. И вместо того, чтобы предлагать всем курильщикам бесплатные таблетки от табака (за счет самих табачных компаний, разумеется), государство смотрит на все это сквозь пальцы.
Как показывает опыт благих начинаний, от задумки до реализации в полной мере проходит некоторое время. В качестве примера приведу историю с энергетическими алкогольными коктейлями: пока в Астрахани думали запрещать или нет, в Москве решили за всех и в скором времени их запретят на территории всей Российской Федерации. Так стоит ли нам в очередной раз ждать звонка, когда можно самим выступить с вполне разумной инициативой, а попросту прогнать «живые сигареты» из магазинов Астрахани и полностью запретить продвижение любой вредной продукции в местах скопления людей? Думается, астраханские депутаты могли бы показать хороший пример всей стране.
Реклама виски на груди
Помимо сигарет есть еще одно любимое место для любителей быстрых денег – это продажа спиртного. Вы заметили, сколько человек в последнее время стали расхаживать в одежде, рекламирующей виски строго определенного сорта? На черной майке белый логотип конторы, копия этикетки с бутылки. Со стороны это смотрится просто омерзительно. Почему-то никто не догадывается ходить и носить на себе этикетку ряженки или даже русской водки, а вот чей-то виски – пожалуйста! На мои вопросы ко многим астраханцам, в ответ по этому поводу я получал следующее: «Это не реклама виски, это знак качества, знак всемирного признания!». Ну, так всемирно признанное изображение конопляного листа запрещено для ношения в России, а рекламировать алкоголь стало быть можно. Причём на плакатах рекламировать его нельзя, а сделать из астраханцев послушную живую рекламу выходит можно. И ведь носят! И взрослые, и дети, все таскают этот позор на себе. Парятся на жаре в чёрной футболке, но продолжают рекламировать то, что сами и не пили никогда, и на вряд ли пить будут когда либо – денег не хватает, а в своем бюджете они есть только на гораздо более скромную продукцию ликеро-водочных заводов. Почему депутатам не задуматься над этим? Ответ очевиден: а нет в доску наших депутатов, которым только и будет дело до действительно важных проблем астраханцев. Все остальное время другие депутаты занимаются скучнейшей работой, из года в год ходя по замкнутому кругу. Не спеши, депутата, останови мгновенье, оно прекрасно, именно сейчас можно заняться хотя бы одной полезной вещью за весь свой долгий и зачастую ненужный депутатский срок.
Ильдар Каратагандаев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 37 (597), 26.09.2014 г.