«В Астраханском театре оперы и балета все занимаются своими делами, никто не работает на общее благо театра. Это просто здание, которое возвышается над Астраханью, в нём нет никакой системы, все структуры функционируют разнопланово и не имеют целостности».
Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, экс-премьер театра «Кремлёвский балет» Михаил Мартынюк вместе с супругой Элеонорой – артисткой балета, покинули балетную труппу Астраханского государственного театра оперы и балета.
Супруги приехали в Астрахань в августе 2020 года, чтобы работать здесь как минимум один сезон. Тогда Михаил дал AST-NEWS.ru эксклюзивное интервью, в котором поразил своей открытостью, раскрепощённостью и абсолютным отсутствием пафоса, чем часто страдают артисты подобного ранга.
В непростое для театра время Михаил успешно влился в творческий коллектив. Он был не просто солистом балетной труппы, но и наставником для астраханских танцовщиков. И тут внезапный отъезд. О причинах для столь неожиданного поворота Михаил Мартынюк рассказал в интервью AST-NEWS.ru.
- Михаил, как же так получилось, что вы так скоро покинули Астраханский театр оперы и балета? Только недавно в социальных сетях вы публиковали фотографии своих очаровательных детей в репетиционном классе, у многих создалось впечатление, что вы тут всерьёз и надолго! Что-то случилось?
- Я приехал в Астраханский театр оперы и балета с самым позитивным настроем, о чём рассказал вам в своём прошлом интервью. До меня доходили разговоры, будто я здесь для того, чтобы пересидеть и обождать тяжёлые для всех времена, получая зарплату. Но это уж точно не про меня! Я очень часто бесплатно делюсь своим профессионализмом и помогаю коллегам на безвозмездной основе. Я всю жизнь работал во благо балета и честно заслужил широкое признание. И ещё, я достаточно обеспеченный человек, чтобы не цепляться за зарплату АГТОиБ. Подобные заявления могли вызвать у меня только улыбку.
После четырехмесячного весенне-летнего карантина, что я отсидел на даче в Подмосковье, мне очень захотелось новых ощущений, взаимодействия с артистами, чтобы помочь им воспарять духом после длительного перерыва. Я очень динамичный человек – моей энергии хватит на всех.
За этот небольшой срок я не успел сделать всего, что планировал, но артисты очень благодарили нас, как будто мы были вместе не несколько месяцев, а несколько лет. Думал, что проработаю здесь до конца сезона. Не дочитав свой контракт и подписав его, вдруг узнал, что у меня был некий испытательный срок. Нигде такого не встречал, чтобы заслуженные артисты России нуждались в каких-то испытаниях. Это дискредитирует звание, которое государство присваивает только профессионалам высокого уровня. Я работал с большим числом прославленных мастеров, и нигде не сталкивался, с так называемым испытанием. Это просто неприлично. Я стремился передать свой огромный профессиональный багаж своим младшим астраханским коллегам в полном объёме, но этого не вышло по одной очень незамысловатой причине.Астраханский театр оперы и балета стал первым для нас местом, куда мы без специальных пропусков могли привести своих детей. Даня и Ева стали развиваться в этом направлении. Они смотрели, как работают взрослые, присутствовали на репетициях. Для детей такое взаимодействие – колоссальный эмоциональный всплеск и яркие эмоции. Рассчитывал задержаться в Астрахани намного дольше.
Я получил травму во время интенсивных репетиций ещё до подписания контракта, отработав больше недели в Астраханском театре оперы и балета просто так. Мне обещали компенсировать это время выходными, но в конечном итоге, когда я уезжал на выступления в Самару, мне не засчитали дни моих законных выходных, оформив их за свой счёт. Полученную на производстве травму никто не зафиксировал документально, но я работал с ней в спектаклях и на концертах. Мне пришлось брать консультации у московских врачей. При этом я продолжал танцевать с больной ногой, из-за чего у меня случился отёк колена.
Постараюсь объяснить, с чем связано давление по поводу моего возраста и технического состояния. Когда мы уезжали из Москвы, устав от бесконечных театральных интриг, думали, что в Астрахани будем работать спокойно. И ещё я не понимаю, зачем нужно было одобрять мой приезд в Астрахань, чтобы иметь потом всю эту неловкую ситуацию.
Но со мной решили расстаться именно с наступлением холодов. Перед отъездом я столкнулся с рядом неудобств различного характера. Все эти, казалось бы, мелочи говорят о непрофессионализме людей, которые вызвали меня сюда. Либо меня не услышали, либо они слушают только себя, либо заняты чем-то другим.В самом начале, когда я приехал в Астрахань и ко мне появились какие-то претензии непонятного характера, я сказал художественному руководителю балета, что абсолютно свободен в своих действиях и мыслях. А если что-то в моей работе его не устраивает, то пусть скажет мне об этом до первого снега.
Известный артист, а уж тем более артист балета априори существо капризное. И если ты берёшь к себе в театр такое существо, ты должен знать его натуру, желания, планы. Я человек не капризный, но привык, когда со мной ведут честные и открытые переговоры. Руководить должен иметь чёткую линию поведения и лично проговаривать с артистом все вопросы.
Личного общения по поводу моего отъезда с художественным руководителем у меня не было, он передал это известие через третье лицо. И это очень грустно. Настоящий худрук обязан заниматься всеми внутренними вопросами без посредников и интересоваться настроениями артистов. Ведь если артисты чем-то недовольны, то эта информация, как бы её не скрывали, всё равно распространится.
- Чем вам запомнилась работа в Астраханском театре оперы и балета? Что вы успели сделать за четыре месяца, а что так и осталось только в планах?
- Во-первых, двумя новыми партиями: абсолютно не свойственным мне образом Бенно в балете «Лебединое озеро». Для себя лично не считаю эту роль достижением, так как она не принесла мне ничего нового. Более значительная роль – это партия Хосе в «Кармен-сюите» в постановке Константина Уральского: я уже танцевал в оригинальной версии этого балета, то работать над этим образом в другой редакции мне было очень интересно. Считаю, что у меня получилось сделать моего героя умным, сдержанным и брутальным.
Во-вторых, моими работами в концертах. Накануне отъезда в Сочи, в Астраханском театре оперы и балета состоялся гала-концерт, где я танцевал отрывок из балета «Корсар» Адана и «Вальс» Машковского. Последний номер я лично занёс в театр – он является моей личной историей. Прежде я танцевал его огромное количество раз. Здесь исполнял его с замечательной Айгуль Альмухаметовой. Однако считаю, что прямо сразу после моего отъезда использовать его в концертах не совсем прилично. Художественный руководитель балета мог бы сам разучить с артистами какой-нибудь другой балетный дуэт или номер. Но это уже этические аспекты.
- Расскажите, пожалуйста, о коротких гастролях балетной труппы АГТОиБ в Сочи. Это правда, что вам пришлось выступать на улице? Понятно, что это субтропики, но всё же это ноябрь? Насколько можно было наблюдать по схеме продаж сочинского парка «Сириус», то они были не лучшими. Какая необходимость была в этой поездке в столь сложное время?
- Начну с того, что, приехав в Сочи, опять задели мою персону. Не знаю, было ли это умышлено или случайно. Как уже говорил, я независимый человек и долгоиграющая фигура на российской балетной сцене. Я поехал в эту поездку со своим сыном – у меня в Сочи живут друзья и родственники.
Ещё я отказался танцевать в Сочи сюиту «Дон Кихот» из-за того, что работать этот номер с отёком колена в данных условиях было бы не разумно. Существует такое понятие, как техника безопасности. У нас в театре «Кремлёвский балет» с этим было очень строго.Приехав в отель, в котором не собирался останавливаться, я спросил, где находится площадка, на которой мы будем выступать. Но мне ответили, а зачем вам это знать? Я сказал: для того, чтобы приехать туда самостоятельно. Но тут мне заявили: а давайте, пожалуйста, не выделяться. Мне 35 лет, и я заслуженный артист России, привык в силу своего статуса и финансовой свободы самостоятельно выбирать себе места для проживания и способы передвижения. Подобного отношение к себе нигде ранее не встречал.
Когда я выходил на сцену «Сириуса», то меня не объявляли, как артиста Астраханского театра оперы и балета, хотя я таковым на тот момент являлся. Это очень выгодная позиция для театра: в его концерте участвуют собственные артисты, представители Большого театра и ещё некий заслуженный артист России Мартынюк. Такое многообразие персонажей повышает престижность мероприятия. Но меня никто не поставил в известность о намерение оглашать моё имя безотносительно к театру.Невозможно было себе представить, чтобы артистов выпустили на сцену, не измерив предварительно температуру воздуха. На открытой площадке в «Сириусе» этот вопрос даже не стоял. В театре нет такой структуры, которая бы контролировала все эти вопросы. Как я мог танцевать «Корсара» с голым торсом, когда на улице было чуть выше десяти градусов. Я не хотел заболеть воспалением лёгких и лечиться потом долго за свой счёт. О таких вещах устроители всего этого мероприятия не думали.
В Астраханском государственном театре оперы и балета с артистами особенно не разговаривают и не спрашивают их мнения. С директором Шаговой Натальей Викторовной за эти три месяца так и не познакомился. С художественным руководителем Ворониным я познакомился, но Валерий Владимирович отдалён от балета, ему ближе его оркестр и опера.
Приехав, подписал договор, который, повторяю, даже не прочёл, для меня это абсолютно бессмысленная бумажка. Потом принял участие в фотосессии для размещения моего изображения на сайте АГТОиБ, но спустя три месяца оно там так и не появилось. Обычно, когда известных артистов приглашают в тот или иной театр, имиджмейкеры начинают делать свою работу, что является абсолютно логичным. Но в Астрахани всё по-другому.Все занимаются своими делами, никто не работает на общее благо театра. Это просто здание, которое возвышается над Астраханью, в нём нет никакой системы, все структуры функционируют разнопланово и не имеют целостности.
- Чем для вас стал этот короткий астраханский период? С какими впечатлениями вы покинули наш город?
- Мы очень тяжело покидали Астраханский театр оперы и балета. Нам не очень повезло в Астрахани с квартирой: у нас очень активные дети, а в доме была плохая шумоизоляция, мы вынуждены были переехать жить в гостиницу театра. Но, возвратившись из Сочи, после всех произошедших неприятных моментов мы с женой приняли решение уехать из Астрахани.
Когда мы уезжали, нас провожала буквально вся балетная труппа. Ребята очень отзывчивые, они все успели посидеть с нашими детьми в качестве нянечек. В балетной труппе театра очень здоровая, перспективная и профессиональная атмосфера. Хотя некоторые артисты недоумевают, почему театр так разбрасывается профессионалами. Что это был за трюк, пригласить меня, не дать раскрыться до конца и спровоцировать на отъезд. Мне жаль, что в Астраханском театре оперы и балета происходят такие вещи. Но я успел увидеть плоды своей работы с ребятами.Мы ехали в Астрахань со светлыми чувствами, дать стимул артистам и вместе двигаться в позитивном направлении, но нас, к сожалению, задавили. На меня не просто оказывать психологическое давление, просто я сам не могу работать в этом нездоровом климате. Может быть, это элементарная зависть: я до сих пор ещё танцую, у меня несколько балетных школ и масса проектов. Я также являюсь художественным руководителем театра.
Один наш очень известный и хороший друг назвал нашу семью цыганской, потому что можем в любой момент сорваться и поехать куда угодно.
В Астрахани мы прикипели к одному потрясающе красивому месту отдыха недалеко от села Фёдоровка Икрянинского района, там мы гостили несколько раз. Нам Астрахань, как говорится, очень зашла, но так сложилось, что мы покинули её.
Но мы ни о чём не жалеем, ведь это абсолютный толчок вперёд. И всё, что делается – то только к лучшему. Сразу после нашего отъезда я получил два приглашения в два новых проекта. Хочу поблагодарить судьбу за то, что в нашей жизни была Астрахань, а также за тот опыт, который здесь приобрёл.
- Как вам работалось с астраханскими артистами? Вам удалось передать свой опыт молодым танцовщикам, о чём вы говорили ранее?
- На картине я совместил несколько элементов по кардиотренировке, связав их в один единый комплекс, помогающий артистам балета, засидевшимся на вынужденной самоизоляции, похудеть и нарастить мышечную массу. Для начала испытал его на себе, благодаря чему с марта по май сбросил 12 килограмм.
То же самое я делал с ребятами перед утреннем классом в Астраханском театре оперы и балета. Этот процесс очень вдохновил артистов и сплотил нас настолько, что нам было очень тяжело расставаться. Работая, я привык отдавать людям частичку себя. Ребята почувствовали это и оценили ту положительную энергию, которая царила на наших занятиях.
Ещё хочу сказать, что мои классы для артистов Астраханского театра оперы и балета, особенно для парней, стали нашей общей гордостью. Мне удалось показать им новые техники, прыжки и приёмы. Всё складывалось так, как и планировал: развивающий процесс шёл по нарастающей. Я делился с ребятами тем, что в своё время передали мне великие педагоги. Надеюсь, что наши занятия пошли астраханским артистам на пользу. Ребята ещё раз вспомнили те основы мастерства, которым они обучались в хореографическом училище.Балетная труппа АГТОиБ – это действительно единый коллектив, люди, живущие одной жизнью. Артисты астраханского балета в основном приехали сюда из регионов. Все они настолько прикипели друг к другу, что являются единой сплочённой командой, у которой есть идея, но им нужны позитивные руководители, которые должны нравятся артистам.
В Астраханском театре оперы и балета есть удивительно талантливые ребята. Балет – это очень тонкое искусство: кто-то великолепно вращается, кто-то потрясающе прыгает. У меня было очень мало времени поработать с ними, но всё равно нам удалось отточить их технику, совершенствовать уже имеющиеся навыки и разучить новые элементы.
Считаю абсолютной ошибкой скитание артистов от одного педагога к другому. У меня не было постоянных репетиций с определённым человеком. Артиста готовили в роли разные педагоги, что не способствует созданию целостного образа. Артиста таскают из стороны в сторону, делая разные замечания, а так быть не должно.Во всем этом недопонимании и бездействии страдает зритель, который хочет ходить в театр и видеть профессионалов и наслаждаться искусством и ростом артистов которых они уже полюбили за долгие годы.
Но мне радостно, что я, как танцующий до сих пор человек, передал ребятам свой опыт. Показывал им всё на личном примере, прыгая вместе с ними. Надеюсь, что наши совместные занятия дали артистам стимул для дальнейшего подъёма наверх.