Завтра наступило бы вчера. Ностальгия вчерашнего дня тормозит развитие, а страхи реформ направляют движение по кругу
Тревожно сегодня всем: и власти, и простому люду. Но у власти дубина, у рядовых одна надежда. И кто кого? Станут бузить – огреют, унизят, посадят. Наше общество как бы разделилось на два противоположных лагеря. В одном проживают обеспеченные, вполне довольные жизнью граждане, в другом такие же, но бедные, по разным причинам не попавшие или изгнанные из «клуба избранных». С первыми всё понятно, вторые стараются изо всех сил в меру способностей обманывают власть и государство (не путать с Родиной), ощущая при этом себя находчивыми и независимыми людьми. Это их очень поддерживает, вдохновляет и возвышает в собственных глазах. Я – крутой и свободный, делаю все, что хочу. Или не делаю ничего.

В обществе строго вертикального подчинения по-другому и не бывает. Одни хитрят, лукавят и приспосабливаются, демонстрируя лояльность власти и государству. Другие делают вид, что верят в искреннюю любовь и преданность большинства, хорошо понимая, как всё обстоит в реальной совместной жизни. Переживают от своей беспомощности что-то радикально изменить.

Этот страх и тревога не на пустом месте. Ничего еще не забыто. То гражданская кровавая бойня, то военный коммунизм, то шоковая терапия. Всё тонко, хрупко, а может быть очень больно. Генетическая память не отпускает, она, как может, оберегает сохранившийся генофонд. Даже веками проверенное, надежное состояние: «Сиди и жди, придумают вожди», сегодня плохо работает. Все заняты самым актуальным – выживанием. Это, впрочем, понятно и закономерно.

И даже, упаси господи, что-то плохое и произойдет, ничего это не изменит. И так уже случалось. Торопливо придут другие, выгонят осточертевших, может, устроят шумный показательный процесс над «узурпаторами» и даже посадят. Но пройдёт немного времени, всё заболотится, «узников совести» реабилитируют и выпустят на свободу. Особо радикальную идеологию запретят, но она вернётся с новым названием. Её лидеры постепенно просочатся во власть. Жизнь плавно и тихо повернёт на круги своя. Несогласные опять сильно возбудятся, непримиримые уедут, оставшиеся начнут приспосабливаться. Держава станет подниматься с колен. Партийно-хозяйственная пропаганда раскроет глаза патриотическому большинству. Телевизор покажет много побед на фоне нескончаемых зарубежных кризисов, потоков беженцев, терактов, смертей и других катаклизмов вокруг нас.

Поможет во всём отечественный патриотизм – особый русский, способный преувеличить свои трудовые достижения до мировых масштабов и убедить себя в своей исключительности и недосягаемом величии. Наш патриотизм поможет терпеть бесконечно долго и переносить любые невзгоды и притеснения. И прощать власти всё. Кроме непочтения к державе. Это власть хорошо знает, помнит и духовно подпитывает источник своей поддержки.

Ну почему, скажите мне, мудрецы решили, что в одну реку нельзя войти дважды? Мы это ухитрились проделывать уже не раз. И будем входить-выходить, пока река не пересохнет. Современные коммунисты наглядно демонстрируют это своим несгибаемым примером.

Если кто-то ожидает перемены и структурные реформы после того, как кризис достигнет дна, то пусть не тратит время попусту. Никакого «дна» не будет, если речь о благополучии граждан и о комфорте проживания. Обойдемся без заморского хамона, ихнего пармезана и норвежского лосося. Не пропадём без газа и даже без света. Только не трогайте телевизор. Впрочем, наш телевизор никто и так не одолеет. Даже холодильник.

И не говорите ничего про глубокий экономический кризис. Ну какой это кризис? Кризис, это катастрофа, беда, перепроизводство, массовое банкротство затоваренных предприятий. Это тяжёлое испытание для общества. Но это отрезвляет, очищает, обновляет, заставляет менять курс и правительство. А что у нас? А ничего. Углеводородная манна небесная иссякла, тихо опустились в экономическую лужу и сидим, ждём.

Думал, вот сам бог помог – столкнул нас с нефтяной иглы. Теперь вынужденно займемся реальным производством, начнём хотя бы с прогрессивной шкалы налогообложения, снизив общую ставку до двух процентов, а для богатых подняв до 20 процентов и более. Но ведь полный абсурд, когда пенсионер получает десять тысяч, а его «слуги» по полмиллиона! Кстати, законопроект об этой прогрессивной шкале налогообложения не раз вносился в думу и каждый раз депутаты проявляли особую твёрдость, отвергая разумное предложение. Почему? Всё просто и понятно. Воинствующий эгоизм. Вы посчитайте, сколько недополучили бы они рублей от своего полумиллионного жалования, если бы ввели справедливую шкалу в 20 процентов налога на богатых? Своя рубашка, разумеется, ближе к телу, а как насчёт справедливости и совести?

Вместо принятия необходимых законов и реформ депутаты-чиновники сокращают или вовсе не выплачивают мизерные индексации пенсионерам, зарплаты бюджетникам, урезают социальные бюджеты. То есть совершенно открыто, искусственно ухудшают положение, понижают жизненный уровень граждан. И все дружно готовятся преодолеть «временные трудности».

Нет, мы точно непобедимы, уже потому, что в таких условиях не захотят жить ни в одной цивилизованной стране. И, наверное, неисправимы потому, что даже гордимся своей «достойной» бедностью и умением постоянно преодолевать сложности, которые сами себе и создаём.

Двигаться вперед, это куда? Может, я ошибаюсь, но это наше движение напоминает скольжение по кругу. Или это и есть наш особый путь?

Николай Василич, журналист.

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (679)