О солнечной и ветряной генерации, в которой преуспевает в том числе и Астраханская область, выступил экономист Константин Двинский.
«Оружием, которое создал и пытался применить Запад для продолжения своей гегемонии, теперь пользуется Китай. Речь идет о так называемой "зеленой повестке", продвигаемой глобалистами под предлогом заботы о планете Земля. Хотя создание и утилизация соответствующего "зеленого" оборудования наносит планете куда больший вред, чем использование нефти, угля и, тем более, газа с атомной энергией. Даже по углю современные технологии позволяют обеспечить экологическую безопасность не ниже, чем по солнечным или ветряным станциям.
Впрочем, задумка Запада была понятна с самого начала. Глобалисты хотели повторить трюк 70-х годов, когда, применив технологии энергосбережения, сумели преодолеть масштабный экономический кризис, придав новый импульс развитию собственных стран. Сейчас такое не прокатило.
"Зеленое" оружие теперь активно применяет Китай, против которого изначально задумывалось его применение. По итогам прошлого года Поднебесная ввела в строй СЭС на общую мощность в 261 ГВт (рост в 2,6 раза по сравнению с 2022 годом). Это составило 62% от общемирового ввода. По ветроэнергетике также более 60% – 74 ГВт из 125 Гвт или же в два раза больше, чем годом ранее.
Необходимо отметить, что мощность всей энергосистемы Китая составляет порядка 3000 ГВт. И уже более 50% приходится на возобновляемые источники энергии. Разумеется, вышеприведенные цифры – максимальная мощность и достичь 100% загрузки нереально даже в теории. В какие-то дни солнца будет мало, а на смену ветреной погоде придет штиль. Тем не менее, цифры говорят сами за себя и, конечно, останавливаться Пекин не намерен.
В целом, действия руководства Китая вполне логичны и объяснимы. Разумеется, речи о "заботе" об окружающей среде не идет. Поднебесная руководствуется экономическими и технологическими интересами. Как известно, страна является нетто-импортером энергоресурсов, закупая значительные объемы нефти, газа и угля. Внедрение ВИЭ позволит обеспечить энергетическую безопасность, сократив в долгосрочной перспективе импорт до минимально возможных уровней. Более того, все оборудование для СЭС и ВЭС производится в Китае. То есть идет развитие реального сектора экономики.
Да, сейчас стоимость энергии с солнечных станций и ветряков выходит выше. Но себестоимость производства оборудования с каждым годом сокращается. Во-первых, совершенствуются технологии, во-вторых, сказывается эффект масштаба (больше заказов – дешевле себестоимость). Например, за полтора года стоимость производства солнечных батарей сократилась на 50%!
Впрочем, нельзя сказать, что Китай будет интенсивно сокращать потребление ископаемых источников энергии. Как минимум до 2030 года оно будет расти аккурат с ростом экономики. В том числе и угля, не говоря о нефти и газе. Что будет дальше – прогнозировать на данный момент сложно.
Тем не менее, России необходимо уже сейчас закладывать долгосрочный риск возможного сокращения спроса со стороны Китая. Однако я бы здесь не сгущал краски. Зависимость нашей экономики от экспорта энергоресурсов стремительно сокращается. В доходах бюджета нефтегазовая часть занимает уже около 30% (ранее – 50-55%). Доля сектора добычи в ВВП также снижается. В экспорте пока остается приличной – около 45%. Но несырьевой экспорт должен наращивать объемы.
Но что нам точно не надо делать – так это пытаться внедрять солнечную и ветрогенерацию здесь. Нам нет необходимости делать это даже на отечественной технологической базе. Крупнейшие запасы нефти и газа, развитая атомная промышленность, потенциал водных ресурсов дают России уникальное преимущество для получения дешевой электроэнергии. Развивать производство солнечных батарей, конечно, можно. Но только как точечные истории с целью экспорта оборудования за рубеж.
Кому его продавать – найдем, дружественных стран у нас много».
А что думаете по поводу «зелёного оружия» вы, уважаемый читатель? Поделитесь своим мнением в комментариях.