Крылышкуя золото письмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
К творчеству Велимира Хлебникова можно относиться по-разному. Логичность и «правильность» таких литературных гигантов, как Шескпир и Гете, казалось бы, ставят неоднозначное творчество Хлебникова вне классической литературы. Но в литературном многоголосье ценен каждый, пусть даже самый тихий и невнятный голос. Творчество Хлебникова одновременно и притягивает, и отталкивает. Притягивает мучительный поиск. Отталкивает нарочитое пренебрежение гармонией.
Творчество Велимира Хлебникова невозможно любить. Можно быть только фанатом этого творчества.
Таким фанатом смело можно считать Александра Мамаева. Познакомившись с творчеством Хлебникова в 1960 года, Александр Александрович «заразился» им на всю жизнь. Он автор книги «Астрахань Велимира Хлебникова» (Астрахань, 2007). Он принимал участие в подготовке шеститомного собрания сочинений В. Хлебникова (М., 2000-2006). Участник отечественных и зарубежных Хлебниковских чтений.
С 1995 года он заведующий Домом-музеем Велимира Хлебникова в Астрахани.
Деятельность Александра Мамаева достойна уважения, но возникает невольное впечатление, что он замкнулся в себе и в общении с себе подобными фанатами Хлебникова. А ведь Велимир Хлебников достоин, чтобы о нем говорили много и громко.
В музей Хлебникова должны ходить не только школьные экскурсии со скучающими и ничего не понимающими мальчишками и девчонками. Наследие Хлебникова достойно большего.
В манифесте «Труба марсиан» (1916) Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне, которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном, введшим монотеизм в Египте…
О Хлебникове надо говорить больше и громче. Музей на улице Свердлова должен быть не приютом чудоковатых и странных личностей, а духовным центром Астрахани.
Хлебников – наш земляк. Его духовное наследие по праву принадлежит Астрахани.
Автандил Камикадзе,
"Факт и компромат" № 8, 16.03.12