Земля – общее богатство астраханцев

Хотя и не можем мы, астраханцы, похвалиться плодородием наших земель, тем не менее при хорошем, правильном уходе они могут давать довольно высокие урожаи. Об этом красноречиво говорят последние годы, когда регион реализовывал более миллиона тонн овощебахчевой продукции. Что не может не радовать.


Но есть немало случаев, когда без должного ухода и пригляда участки зарастают бурьяном и другой сорной растительностью. А ведь земли сельскохозяйственного назначения должны быть использованы, как говорится, по полной программе. Земля должна давать отдачу, а не пустовать и не зарастать. Таково непреложное правило.


Почему же так происходит? Не потому ли что земля у нас оценивается слишком дёшево. Арендная плата за неё иногда просто смешная. Муниципальные власти необъективно оценивают народное достояние. Кажется, что делают они это «на глазок», а не согласно кадастровым определениям. Возможно, сейчас в этом вопросе стали наводить порядок, а два-три года назад здесь царила сплошная неразбериха из-за того, что не был выработан единый правовой акт, поэтому ставки аренды на землю колебались от нескольких десятков рублей за гектар, до нескольких тысяч. К тому же сроки аренды, на которые выдавались участки земли, не многих устраивали. Что можно сделать, какие агротехнические мероприятия можно выполнить по улучшению плодородия земли за это время? Вот и получается, что плодились на земле не хозяева, а временщики: собрали урожай, реализовали его, а потом пусть травой зарастает, и уходили на новый клочок неиспользованной земли. А как могло быть иначе, если договоры аренды заключались сроком до одного года. Короче говоря, на время выращивания урожая…


А пока земля стонет от неуважительного, варварского отношения к ней. Это не может не волновать общественность и народных избранников целого ряда регионов страны. В том числе и нашего. И не удивительно поэтому, что поднят вопрос об изъятии неиспользованных по назначению земель. С этой целью в Гражданский кодекс внесены будут поправки. Предлагается, в частности, изымать земли, которые в течение трёх лет не были заняты. Вместе с этими поправками планируется определить «особо ценные земли». Они будут предназначены в основном для сельского хозяйства. На них ни при каких условиях не могут появляться коттеджи и посёлки индивидуальной застройки. Об этом сообщил Минсельхоз. Постановление правительства РФ «О критериях отнесения земель к особо ценным сельскохозяйственным землям» было подготовлено в конце 2014 года.


Какими же критериями наделяются «особо ценные земли»? В Минсельхозе пояснили. Во-первых, эти земли нельзя будет переводить в любую категорию ни при каких обстоятельствах. То есть, если на ней выращивается картошка или капуста, то и в дальнейшем должны расти эти культуры и иные овощи, а не строиться дворец на три этажа.


К особо ценным можно будет отнести земли, на которых построят фермы по разведению племенного скота, ценной рыбы и аквакультуры. Здесь также могут размещаться помещения высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля. Отбирать эти земли у таких вузов будет нельзя. Первые привилегированные земли для научных работ уже появились. В Тимирязевском районе Московской области, например, вовсю занимаются наукой на овощных грядках студенты сельхозакадемии.


К особо ценным землям будут отнесены и такие земли, на которых выращиваются редкие для наших мест рис, чай, хлопок.


Под особую охрану государства попадут заросли дикорастущей малины и ежевики. Здесь кроме лесников и диких зверей никого не должно быть. Всё должно оставаться в первозданном виде.


Таковы некоторые новшества новой земельной реформы, которая разрабатывается в новой редакции. В ней, скорее всего, будет определено новое деление земельных территорий. В данный момент их семь.


Казалось бы, неплохая идея иметь земли, которые необходимо использовать только по назначению. Теперь вот, согласно очередной земельной реформе, вместо категорий будут учреждены так называемые территориальные зоны. По мнению аналитиков, новое деление земель может привести к сокращению сельхозугодий и увеличению площадей под жилищную и офисную застройку. К сожалению, земли из сельхозоборота под коттеджи и элитную невидимость в хорошем месте выводят и сейчас, и занимаются этим огромное количество приближённых к чиновникам компаний.


Короче говоря, пока идут разговоры об изменения земельного законодательства, кое-кто пользуется этим. И не удивительно, что там, где должно колоситься пшеничное поле красуются дворцы.


Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 27 (637)