В последнее время участились обращения читателей с вопросами, касающимися работы маршруток. Астраханцы недоумевают: есть ли у них расписание движения, можно ли точно узнать, когда отправляются первая и последняя машины на маршрут, правильно ли поступают водители, когда срезают маршрут и движутся до конечной точки напрямую.
На этой неделе перемещаться по городу стало вообще весьма проблематично из-за морозов и снегопадов.
Транспорт приходится ждать часами. Так, автор вчера поставила собственный рекорд - полтора часа вместо обычных десяти минут - в ожидании маршруток №№ 46 и 47, которых, впрочем, так и не дождалась. Думаю, что информацией о том, как долго приходится в последние дни добираться на работу или на учебу, сколько деловых встреч сорвано из-за хаотичной работы городского транспорта, готов поделиться любой астраханец.
Впрочем, назвать хаотичной работу городского транспорта вообще было бы неправильно. Как выяснил "КК", у городских троллейбусов есть определенный график движения. По расписанию работают и большие автобусы ОАО "Астрахань-ПассажирТранс". Мало того, на их сайте можно понаблюдать ситуацию на дорогах онлайн, выяснить, где в настоящий момент есть автобусы, а где пробки. В будущем, кстати, специальные электронные табло с соответствующей информацией предполагается установить на остановочных комплексах. Правда, удовольствие это будет очень дорогим и заранее стоит подумать об его охране.
А вот с маршрутками все сложнее. Как рассказали "КК" в региональной ассоциации автотранспортников, единого графика у маршрутчиков нет. У каждого предпринимателя практически свой, сложившийся за время работы на маршруте. В нем учитывается направление пассажиропотоков - утром с 7 до 9 на работу и учебу, а с 15 до 19 - обратно. Так что интервалы движения могут быть разными, так же, как и отправление в рейс последней маршрутки на линии. Хотя и заверили, что одна так называемая дежурная машина может и остаться после 20 часов, а остальные же при отсутствии наплыва пассажиров прекращают работу. Причем, похоже, что в настоящее время, если удалось проехать на маршрутке - это уже счастье. Поскольку с января, когда стали требовать оснастить машины системами ГЛОНАСС и тахографами (цены на эти контрольные устройства "кусаются"), маршрутчики расторгают договоры. По данным РАСА, на маршруте № 22 машин можно уже и не ожидать, на 70% опустели маршруты №№ 39 и 77, на 90% - № 40. "Нам впору вообще все бросать", - сказала "КК" председатель РАСА Елена Ращепкина.
А член ассоциации автовладельцев Алексей Макеев ответил так: "Трудно придерживаться графиков, если тарифы на пассажирские перевозки заморожены уже второй год". По его словам, экономически рассчитанный тариф еще в мае прошлого года (до массового внедрения системы навигаторов) составлял 17 рублей. И такая постановка вопроса просто "убивает бизнес".
Так что в настоящее время маршрутчикам, похоже, не до бизнеса - они сами выживают как могут. Зачастую - просто покидая маршруты в плохую погоду.
Кстати, в последние сутки способствовать "рассасыванию" пробок на дорогах призвана снегоуборочная техника, коей на улицы, по данным сайта мэрии, выходит почти 50 единиц.
Кира Орехова,
"Комсомолец Каспия" № 10, 03.02.12.