Так, среди клиентов крупнейшего банка страны – Сбербанка – в Астраханской области такую возможность сегодня имеют более 56 тыс. человек. И число тех, кто переводит платежи в онлайн, неуклонно растет.

О причинах и перспективах этого процесса мы побеседовали с заместителем управляющего Астраханским отделением № 8625 ОАО Сбербанк России Ольгой Трушковой.

Вопрос: В начале месяца я традиционно собираю квитанции и хожу оплачивать коммунальные услуги. Обычно делал это вместе с соседом, но в последний раз он нарушил «традицию», сказав простую вещь: «Зачем я буду тратить время, если и газ, и свет, и телефон можно оплатить через интернет-банк – без очередей и тогда, когда мне это удобно?!». Как вы думаете, век наличности заканчивается?

Ответ: Такой вывод делать преждевременно, но тенденция ухода от наличных платежей очевидна и легко объяснима. В распоряжении наших клиентов есть интернет-сервис «Сбербанк ОнЛ@йн». Через него, не выходя из дома или офиса, можно совершать обширный перечень операций: оплачивать ЖКХ, мобильную связь, налоги, обучение в ВУЗе и др. Время, которое раньше уходило на походы в кассу, теперь можно посвятить более приятным занятиям – например, провести побольше времени с детьми или встретиться с друзьями.

Кстати, владельцы мобильных устройств с операционными системами iOS и Android могут совершать операции с помощью приложения «Сбербанк ОнЛ@йн», которое мы недавно обновили. Вход в приложение осуществляется со смартфона по созданному клиентом пятизначному коду. Функционал его обширный: от перевода средств между счетами, вкладами и картами до оплаты счетов и совершения переводов по созданным шаблонам, в том числе по номеру телефона. Также можно найти ближайшее отделение, банкомат или терминал.

Вопрос: Насколько активно жители Астраханской области переходят на обслуживание в интернете на примере Сбербанка?

Ответ: Если в 2011 году пользователей «Сбербанк ОнЛ@йн» было 13,5 тыс. человек, то всего за год их число увеличилось до 56 тыс. То есть мы видим всплеск интереса к такой форме взаимодействия с банком, и потому активно ее развиваем. Отмечу, что интернет-банк – это не только платежи. Это полноценный виртуальный офис, через который можно в режиме онлайн получать информацию о своих банковских продуктах (вкладах, кредитах, картах) и управлять средствами (например: открывать вклады, переводить денежные средства между счетами). В 2012 г. наш сервис занял 1-е место в рейтинге Internet Banking Rank, будучи признан единственным на российском рынке интернет-сервисом, способным заменить отделение банка.

Вопрос: При совершении платежей в адрес организаций и ведомств порой необходимо подтверждать их чеком? Как это делать, если платеж электронный?

Ответ: Совершив операцию через интернет, клиент может в любой удобный момент распечатать чек, в котором будет указан поставщик, период оплаты, сумма и дата оплаты. С этим проблем нет.

Вопрос: В виртуальном пространстве, как и при любой финансовой операции в оффлайне, можно стать жертвой мошенников, которые чрезвычайно изобретательны. Как сегодня обеспечивается защита клиентов банка в интернете?

Ответ: Эта тема всегда актуальна и требует повышенного внимания как со стороны банка, так и со стороны клиентов. В «Сбербанк ОнЛ@йн» действует несколько уровней защиты – как при входе в систему, так и при совершении операций. Например, клиент переводит деньги на карту родителей. Ему тут же приходят sms-оповещения о входе в интернет-банк, о попытке совершить операцию. А для подтверждения операции необходимо ввести код, высланный в sms на личный телефонный номер клиента. Это лишь видимая часть нашей системы безопасности, которую мы постоянно совершенствуем. Важно, чтобы и сами клиенты не теряли бдительности.

Вопрос: Заметил, что в областном центре и районах Сбербанк устанавливает все больше и больше терминалов, банкоматов. Это для тех, кто еще не освоил интернет?

Ответ: Для многих людей – по разным причинам – устройства самообслуживания удобнее. Например, многие предпочитают оплачивать коммунальные услуги, госпошлины и др. по пути в магазин, в торговых центрах. Для других играет роль тот факт, что на терминале не надо вводить реквизиты – достаточно поднести штрих-код на квитанции к сканеру и система отразит данные автоматически. Мы идем за клиентами, расширяя сеть терминалов и банкоматов, которые доступны 24 часа в сутки. Так, на сегодня в Астраханской области установлено более 700 устройств.

Процесс работы с ними очень прост: вставляете карту, в меню на экране устройства выбираете закладки «платежи в нашем регионе», затем выбираете необходимую группу и нужного поставщика. Когда платеж будет подтвержден системой, можно получить чек. Если клиент предпочитает наличные, то на одном из этапов специально оборудованный банкомат предложит внести необходимую сумму в купюроприемник. При возникновении вопросов можно смело обращаться к консультантам – они всегда дадут ответ и помогут.

Кстати, в прошлом году реализована возможность оплаты на терминалах не только кредитов Сбербанка, но и кредитов других банков. При этом тариф на данную услугу ниже, чем в при совершении данного платежа в окне.

На вооружении наших клиентов есть также услуга «Мобильный банк», подключив которую можно не только всегда быть в курсе операций по своему счету, но и, например, пополнить баланс мобильного телефона. Достаточно лишь отправить сумму пополнения (не менее 50 рублей) – на номер банка (900). Также данная услуга позволяет перевести денежные средства, если вы знаете номер сотового телефона получателя. То есть сегодня способов совершения платежей много – клиенту остается выбирать, какой ему наиболее подходит.

ОАО "Сбербанк России". Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1481 от 08.08.2012 г.