Вся страна - от президента до дворника, бьется сегодня над неразрешимой проблемой: как победить коррупцию в МВД? И вот из Астрахани пришла вроде бы простая, но эффективная подсказка: за вымогательство местные чекисты чохом задержали личный состав сразу нескольких постов ГИБДД - почти два десятка милиционеров. Романтики и правдолюбцы рукоплещут. А вот скептики задаются простым вопросом: найдется ли в России два десятка кристально честных милиционеров, способных занять освободившиеся вакансии на тех самых постах ГИБДД, что стерегут путь через Волгу-матушку? А сколько их, таких-то постов, по всей России!
Свободная касса
...Волга - визитная карточка Астрахани. Тут вокруг великой реки крутится весь местный бизнес, включая торговлю арбузами, знаменитой осетровой икрой и ядреной астраханской воблой. По разным берегам Волги-матушки издавна дислоцировано и несколько "коммерческих предприятий", ныне известных на всю Россию, - посты ГИБДД "Старый мост", "Новый мост" и "Кири-Кили". Мимо них никак не проедешь. А потому, минуя эти точки, местные водилы сбрасывают скорость почти до нуля, испуганно жмутся в один ряд, судорожно проверяя, пристегнут ли ремень безопасности. Гаишники вальяжны и расслаблены, скучающе смотрят сквозь поток да лениво помахивают полосатыми жезлами. Вдруг в руке жезл взлетает и обрушивается, словно казнь египетская, на машину-жертву. Такое ощущение, что из других машин слышен вздох облегчения. Астраханские водители - это вам не московские "шибко грамотные", никто через приспущенное ветровое стекло документов инспектору не сует. Местные торопливо выходят из машины и заискивающе семенят к "командиру". А потом стоят, тоскливо переминаясь с ноги на ногу на ледяном ветру, ждут приговора. Так это выглядит со стороны…
Как могли осрамиться на всю страну астраханские гаишники? Тайна сия невелика и сокрыта в сообщении Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Астраханской области. Цитируем: "…Необходимо отметить, что вся оперативная разработка и операция - это интеллектуальный труд исключительно сотрудников УФСБ по области. Сотрудники УСБ УВД по области участия в проведении оперативно-разыскных мероприятий по документированию преступной деятельности преступной группы не принимали и в операции по задержанию сотрудников ДПС не участвовали. О задержании преступной группы, действовавшей по четко налаженной преступной схеме на протяжении последних трех лет, сотрудники УСБ УВД по области узнали уже после задержания членов преступной группы с поличным от органа следствия и были привлечены только для оказания физической поддержки при проведении обысков по местам жительства задержанных…" В переводе "с сыскного" это означает то, что чекисты вовсе не были уверены, что информация о спецоперации против сотрудников ГИБДД не утечет прямиком в руки последних. Это что касается причин.
Сдачи не надо
Все началось еще два года назад, когда командиром 1-й роты 1-го отдель-ного батальона ДПС УВД Астрахани назначили старшего лейтенанта Аркадия Кирсанова. Рассказывает сотрудник Следственного управления СКП РФ по Астраханской области Михаил Муранов: "Подчиненные Кирсанова дежурили на трех основных въездах в город. Это три стационарных поста - "Старый мост", "Новый мост" и "Кири-Кили". Любой водитель, въезжающий в Астрахань или покидающий ее, неминуемо был обречен на встречу с ними". По словам нашего собеседника, когда Кирсанов возглавил роту, то почти сразу начал избавляться от тех инспекторов, которые отказывались выполнять назначенный им "финплан". Внешне все выглядело красиво - рота была на хорошем счету у руководства, да и сам Кирсанов, как утверждают сослуживцы, стал ее командиром без всякой протекции - просто дослужился. "План" отца-командира составлял по 3600 рублей в неделю со смен, дежуривших на постах "Кири-Кили" и "Новый мост", и по 1800 рублей со "Старого моста". Подчиненные не роптали, скидываясь примерно по 600 рублей. На каждом посту несут службу четыре смены, то есть гарантированная прибыль командира роты составляла около 150 тысяч рублей ежемесячно. Кирсанов начал формировать свою "команду" из молодых сотрудников, которые были ему преданы, полностью подконтрольны и лишних вопросов не задавали. Все, что добывалось сверх плана, делили между собой. Точная сумма, которую инспектора клали себе в карман, пока неизвестна, но по самым скромным подсчетам меньше 5 тысяч рублей никто из них со смены не приносил. Впрочем, нашлись и свои несогласные. Некоторое время назад в Управление собственной безопасности УВД Астраханской области поступила жалоба на действия подчиненных старлея Кирсанова. Написал ее один из обобранных водителей. Чуть позже в Интернете выложили анонимный текст, написанный кем-то из уволенных новым командиром инспекторов. Автор со знанием дела рассказывал о выстроенной Кирсановым "финансовой вертикали". По этим фактам проводилась проверка, но, как водится, ничего противозаконного не обнаружили. Возможно, "оборотни" и до сих пор трудились бы на своих постах, если бы за дело не взялись чекисты. Как судачат местные гаишники, их действиями руководила банальная обида...
После драки
...В июле 2007 года Астрахань отмечала свой самый главный праздник - День рыбака. Народные гулянья шли на одной из городских площадей. Полковник ФСБ Андрей Копылов попытался на собственной "Ниве" миновать запруженную площадь, но дорогу ему преградил патруль ГИБДД в составе капитана Ивана Иноземцева, а также лейтенантов Юрия Сибирева и Анатолия Жарикова. Слово за слово, контрразведчика побили. Досталось его жене и сыну, также находившимся в машине. Началось разбирательство, закончившееся в суде. Инспекторов ГИБДД приговорили к лишению свободы: Иноземцева к 3,5 года колонии общего режима, Сибирева и Жарикова - к трем годам. После этого, как утверждают местные "пикейные жилеты", между двумя грозными ведомствами началась вендетта. И когда чекистам представилась возможность расквитаться с гаишниками окончательно, они не упустили такой возможности. Впрочем, есть и официальная версия: грамотная оперативная разработка преступников и четко спланированная спецоперация по их задержанию, осуществленные УФСБ России по Астраханской области. И надо сказать, сделали свое дело чекисты качественно - в оперативных видео-материалах прекрасно видно, и как вымогаются деньги у несчастных дальнобойщиков, и как происходит передача денег от старшего смены непосредственно Кирсанову...
Суд да дело
В суд Аркадия Кирсанова привел не усиленный конвой, а одинокий оперативник. Место напротив клетки заняли родственники - отец, братья, племянники. Что характерно, не было ни одного сотрудника ГИБДД - коллеги от Кирсанова поспешили откреститься. Все мои расспросы о том, что это за человек и каким он был вне службы, натыкались на стену глухого молчания. Жалеют лишь молодых инспекторов, многим из которых чуть за двадцать.
"Конечно, гаишников проще всего поймать, - как-то совершенно по-дет-ски, с обидой в голосе говорит один из коллег Кирсанова по имени Владимир. - Вон пусть попробуют убэпщиков поймать или тех же следователей. А гаишников - проще простого".
Эмоции понятны: парень свято убежден, что случившееся - "прямая подстава под начальника ГИБДД, УВД, а может, и под губернатора".
"А то никто не знал раньше, что гаишники на въездных постах берут взятки?! - возмущается Владимир. - Вы попробуйте поживите на деньги, которые нам платят: командир роты получает чуть больше 15 тысяч, а инспектор со стажем до 10 лет - 11-12 тысяч. Ну и берут люди помаленьку, сколько им совесть позволяет…"
Кстати, по поводу "торжества справедливости" местные водители оптимизма не испытывают и иллюзий не питают. "Всех ведь не посадят, а значит, как брали, так и будут брать", - говорят они.
А дальнобойщики и вовсе в недоумении. "Камазист" Игорь из Волгограда рассуждает так: "Этих-то чего взяли? Не борзели вроде особо, больше пятихатки (пятьсот рублей. - "Итоги") им ни разу не платил, да и то брали по делу - например, документы на груз неправильно оформлены. Уж лучше бы ростовских или краснодарских гаишников "причесали" - вот те вообще беспредельщики, пока до нитки не оберут, не отстанут. Меня на ростовском посту раз оставили вообще без денег. А берут-то по всей России и брать будут, чего ты с ними ни делай".
Система работает...
Пожалуй, главный вопрос, остающийся после всего этого: была ли астраханская схема уникальной или все же универсальной? Действует ли она в масштабах России? Сотрудники местного Следственного комитета убеждены: "Эта схема применима к любому региону, где есть дороги". Механизм ее действия прост как правда: от рядовых инспекторов дань поступает старшему поста, от него - старшему смены, и уже потом - командиру роты. А вот что происходит дальше? Как далеко течет этот финансовый поток? Михаил Муранов говорит, что у следствия нет данных о том, что задержанный командир роты делился преступным доходом с кем-то из выше-стоящих руководителей. Впрочем, в отличие от большинства своих подчиненных Кирсанов пока не идет на сотрудничество со следствием. В приватных же беседах оперативники предполагают, что цепочка может тянуться вплоть до высоких чинов местного ГИБДД, а то и дальше. Рассказывают по этому поводу анекдотический случай. Не так давно некий крупный московский чиновник отправился в Тамбовскую губернию проведать родителей и попал под излюбленную гибэдэдэшную забаву под названием "прицеп". По двухполосной дороге медленно и печально полз старый грузовик с прицепом. Чиновник, естественно, обогнал колымагу, вынырнув на встречную полосу. На пригорке его встретил улыбающийся сотрудник ГИБДД. Будучи искушенным бюрократом, столичный чиновник развернул краснокожее удостоверение и потребовал немедленной встречи с начальством. Встреча состоялась, в ходе которой милицейский полковник в ответ на возмущение московского гостя сказал спокойно: "А ты знаешь, сколько я денег в вашу Москву каждый месяц засылаю? Так что лучше не кричи, а то собственноручно номера у тебя сниму". На том и расстались.
В астраханском Следственном комитете сегодня уверяют, что проверять на причастность к коррупционной схеме будут всех подчиненных Кирсанова, а это больше 80 человек. Выезжая из города, мы проехали через пост "Новый мост". Работа шла, не покладая жезлов. Все как всегда, только без взяток - ведь следящую аппаратуру с постов снять еще не успели…
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что сегодня ситуация с коррупцией на дорогах страны сверхкатастрофическая: "Среднестатистический инспектор получает от 12 до 20 тысяч рублей, но вы посмотрите на их личный автопарк! По моему мнению, ГИБДД пора упразднить, а ее функции передать другим подразделениям и службам. По такому пути пошло большинство бывших советских республик - они либо провели тотальную реформу дорожной полиции, либо вовсе от нее отказались. Случай в Астрахани пока единичный. Вот если это начнется в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, можно будет говорить, что "лед тронулся". А пока "оборотни с жезлами" могут не волноваться..."
Григорий Санин, Астрахань - Москва
При участии Степана Кривошеева
"Итоги" №7, 15.02.10.