Ох, и трудная эта работа – содержать в надлежащем виде астраханские внутригородские каналы!

Много лет и много средств из государственной казны ушло на придание этим каналам приличного вида. Со скрипом, с потугами, но всё же каналам придали надлежащий вид. Теперь ими можно любоваться. И в определённой мере даже гордиться.

В Астрахани столько воды, которая прокачивается специальными устройствами, чтобы не застаивалась и не зеленела, хотя она в летний зной и застаивается и зеленеет. Астрахань частенько сравнивают с Венецией – городом, который стоит на воде и окружён водой. Но там, в отличие от нас, говорят, вода не зеленеет. Впрочем, и в России есть с чем сравнивать Астрахань: с Санкт-Петербургом. Но и там вода чиста, потому, наверное, что там летом не бывает такой жары, как у нас. А не застаивается потому, что хорошо налажена прокачка воды. Там, я слышал, прокачка происходит в основном естественным образом.

В середине лета 2011 года в Астрахани побывали представители питерской компании «Интер Яхт Сервис» и ознакомились с нашими городскими каналами. Они их очень заинтересовали. Поэтому было заявлено, что названная компания готова оказать помощь астраханскому водному туристическому бизнесу и пригонит из Северной столицы в Каспийскую столицу от двух до четырёх судов небольшой вместимости, чтоб организовать рейсы по водным каналам.

Не знаю, как вы, а я, например, не видел на наших каналах туристических катеров. Видимо, выходил полюбоваться каналами не в то время.

Представители «Интер Яхт Сервис» похвалялись в 2011 году, что будто бы выиграли тендер на организацию водных перевозок в Санкт-Петербурге. И теперь, мол, под их началом по Неве курсируют более тридцати судов.

Изучив астраханские каналы, петербуржцы нашли их удобными для развития водного туризма и пообещали открыть трассу по всем местным каналам.

Пример, как известно, заразителен. И вот уже в том же 2011 году в пику петербуржцам, губернатор Александр Жилкин велел астраханским конструкторам водного транспорта создать новые речные суда типа водного трамвайчика и мелководного прогулочного катера специально для наших городских каналов. Через некоторое время ему представили эти модели. За два месяца, пока разрабатывались модели, конструкторы проделали большую работу. Даже затраты на навигационные расходы подсчитали: топливо, запчасти, вспомогательные материалы… и даже предполагаемую цену билета на проезд в трамвайчике. Он сложился немногим более двадцати трёх рублей. По расчётам конструкторов, длина судна будет 45 метров, ширина 9 метров, пассажирская вместимость – 200 человек. Обтекаемая форма делает его похожим на авиалайнер. А вот мелкосидящее судно рассчитано всего на 54 человека. Оно намного короче речного трамвайчика. Его длина 15 метров. Это явно выраженное прогулочное судно.

Будут ли эти задумки воплощены в жизнь? Вот вопрос, который может взволновать астраханцев. Мне кажется, неплохие, в общем-то, идеи, видимо, остались на бумаге. Во всяком случае, о них ничего не слышно. Впрочем, по информации в местных СМИ, на экскурсионном катере с говорящим названием «Астра» было сделано несколько рейсов по городским каналам. Он в основном использовался для ознакомительных поездок по Кутуму. К сожалению, и Кутум, и канал имени Первого мая очень загрязнены, замусорены и портят впечатление от поездки.

В последние годы для естественной очистки воды использовались запущенные в каналы травоядные рыбы. А вот мусор убирается в основном вручную. Но его столько много, что рабочие просто не успевают это делать. Дедовские методы очистки не дают эффекта. Нужен другой подход – научный и технический. То, что предложил КАСПНИРХ по борьбе с растительностью, в частности, зарыбление, это только одна сторона вопроса. Основными же методами борьбы с водной растительностью является увеличение проточности каналов, дноуглубление и берегоукрепление, а также выкос растительности. В некоторой мере это делается. Но явно недостаточно. А это не может не влиять на экологию города. И его окрестностей.

Астраханцы, думаю, понят, какой переполох наделали сообщения местных СМИ о том, что речка Царев заливается нечистотами.

Но, как это ни печально, контролирующие органы узнали об этом, как говорится, последними. Загаживали, наверное, продолжают загаживать Царев жители близлежащих домов, проживающие вдоль береговой линии.

Превратившееся в частный жилой массив садовое сообщество стало настоящим загрязнителем не только воды, но и земли, и воздуха. Жильцы домов нашли довольно своеобразный метод избавления от собственных бытовых и жидких отходов. Они просто-напросто сливали их по трубам, желобам и канавам прямо в речку.

Вызванные на место представители специализированных контролирующих служб увидели воочию, что там творилось. И постарались навести порядок. Не мешало бы посмотреть, а что там происходит сейчас. Ведь прошло уже два года.

Надо сказать, что с подобной проблемой ранее столкнулись в Трусовском районе. Как и речка Царев загрязнялся ерик Солянка, превращаясь в безжизненное водное пространство. Благодаря мерам районной администрации, нарушителей оштрафовали, берега пришлось благоустраивать. А жильцам сооружать сливные ямы.

Но вернёмся к нашим каналам. В последнее время на них появилось несколько пунктов проката катамаранов и прогулочных лодок. Хорошее вроде бы дело.

Да вот незадача: кататься на них там, где много травы, очень неудобно. Хочется верить, что городские службы подумают о более действенной очистке каналов от водной растительности. А то эта растительность наводит грусть вместо радости.

Астраханцы гордятся, что живут у воды. Её у нас много. Это не может не радовать. Но это не должно и огорчать. Заросших растительностью каналов с зелёной, пахнущей тиной, водой в них не должно быть. И уже сейчас, перед наступлением тёплой погоды, нужно властям города подумать об этом. Проектов, позволяющих очищать городские каналы, много, а от отдачи от них что-то не видно. Во всяком случае, ожидаемой эффективности пока что нет.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 12, 29.03.2013 г.