Стелла – звезда.
Стела – каменная, мраморная, гранитная, деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака.
Астраханской государственной телерадиокомпании «Лотос» в её телевизионном воплощении больше 60 лет.
Мне было 6 лет, когда отец принёс домой громадный (так мне казалось) ящик с маленьким чёрно-белым экраном. Телевизор так и назывался – «Экран». По этому телевизору вся наша семья смотрела первые передачи будущего «Лотоса».
Чаще всего тогдашнее астраханское телевидение транслировало музыкальный ролик на музыку Бетховена. Толстый рыбак распевал в портовом кабаке:
Налей! Выпьем, ей Богу, ещё.Ещё по телевизору много говорили, говорили…
Бетси, нам грогу стакан
Последний в дорогу.
Бездельник, кто с нами не пьёт.
С тех пор ГТРК «Лотос» обрёл телевышку, помещения, богатое оборудование, громадный трудовой коллектив, но настоящего творческого подхода к своей работе так и не обрёл…
Многое должно было измениться с приходом Стеллы Зверевой в руководство ГТРК.
Но так ли это? действительно ли, что над «Лотосом» засверкала новая звезда? А если засверкала, то надолго ли?
Первые шаги
Появилась на телевидении Зверева в 1994 году. Выпускница Астрыбвтуза, успевшая поработать на консервном заводе и поторговать на Кировском рынке, на «Лотос» она попала совершенно случайно. Но ничего чудесного в этом не было. Выпускники журфака МГУ на ГТРК «Лотос» не рвались и не рвутся, но тогдашний руководитель ГТРК Николай Васильевич Егоркин и его творческий коллектив были весьма опытными и грамотными. Ещё бы: за плечами советский период с тотальным контролем со стороны обкома КПСС. Пройдя эту серьёзную школу, «Лотос» трепетно тянулся к свободе и не боялся принимать новых людей.Молодая женщина с неплохими внешними данными, незашоренная (Кировский рынок делает людей достаточно коммуникабельными), с высшим образованием – это нормально для «Лотоса».
Но Зверева не представляла собой новатора, поборника живого телевидения. Она не была новатором. Хотя тогда, в 1994 году могла им стать.
Вместо того чтобы помочь развитию ГТРК «Лотос», Зверева укореняла старое, отжившее, привнося своё обаяние, свою личностную энергетику.
Рывок
В 2000 году Зверева назначена на должность начальника отдела информации ГТРК «Лотос». Это был большой рывок в карьере.Карьеру Стеллы можно сравнить с карьерой Владимира Ульянкина. Он тоже выпускник Астрыбвтуза, в 28 лет тоже пришёл на работу в ГТРК «Лотос», но только не после толкучки, а после должности второго секретаря Кировского райкома ВЛКСМ г. Астрахани. В 1978-1984 годах он – редактор радиокомитета по телевидению и радиовещанию астраханского облисполкома, в 1984-1986 г.г. – редактор астраханской областной газеты «Комсомолец Каспия», затем был назначен заместителем председателя ГТРК «Лотос» по радиовещанию. Кто знает, каких бы высот достиг товарищ Ульянкин, если бы не покинул этот грешный мир, но если бы и достиг, то областное радио наверняка было бы таким же унылым как прежде и всегда…
Та же история и со Зверевой. Рывок в карьере объясняется чем угодно, но только не достижениями в методах журналистской работы, – в этой работе должно быть только очень спокойно и бесконфликтно. Да, у Владимира Ульянкина за плечами была комсомольская работа, которой не было у Зверевой, но зато у неё обязательно было какое-нибудь другое достоинство, также достаточно выигрышно отличающее её от остальных претендентов на руководящую должность.
Застой в карьере
После блистательного для карьеры 2000 года наступила долгая, пятнадцатилетняя полоса застоя – ни ну, ни пру.Зверева была такой же блистательной как всегда. Она была почти на дружеской ноге с региональными министрами, потому что никогда не задавала каверзных вопросов.
Как прошли эти пятнадцать тихих лет? Как обычно. В отпуске поездки по всему миру, на выходных – рыбалка и охота, любимые книги, покупка красивых вещей...
Замечено, что в ходе различных интервью Стелла очень мало говорит о своей работе. В основном общие слова: хороший коллектив, повезло с работой, нужные точки соприкосновения в общении, уметь слушать людей и т.д. и т.п.
Несравненно больше говорится об автомобилях, путешествиях, о сыновьях, об увлечениях. Работа для неё явно не на первом плане, – она всего лишь источник средств для получения удовольствий.
Наконец-то!
В 2015 году Зверева, неожиданно ставшая для некоторых Стеллой Борисовной, была назначена директором ГТРК «Лотос».Все вопросы по этому поводу кажутся излишними.
Есть только предположения:
- Больше некого было назначать.
- Москва могла назначить чужака.
- Подарок к 50-летнему юбилею заранее, чтобы приятнее было.
- Надо было что-то делать.
- Всё равно часы собирались переводить на час вперёд…
Какие изменения мы видим по своим домашним телевизорам?
Появилось много новых проектов.
Тут религиоведение, спорт, история родного края… Всё это снято на новейшем оборудовании в хорошем качестве звука, цвета и эстетических подробностей, но это традиционное провинциальное занудство, свойственное 60-летнему ГТРК «Лотос», которому давно пора на покой.
Вот вопиющий пример – проект «Ислам». Проект (сам по себе безусловно нужный) заключается в том, что Рауф-хазрат Джантасов – председатель астраханского духовного управления мусульман – на протяжении пяти выпусков рассказывает о религии ислам. Так бы он мог рассказывать со сцены, по радио или напечатать и опубликовать в т.н. «Газете “Волга”», потому что в проекте этом не использованы богатые современные достижения телевидения. На протяжении пяти выпусков Рауф Идиятович сидел в одном и том же кабинете – и всё. Хотя во время его интересного рассказа могли бы показывать многотысячье паломников в Мекке, мечети в различных городах мира, вращающихся дервишей и памятные места, связанные с памятью пророка Мухаммада и мусульман разных стран мира, таких неожиданно разных…
Во всех проектах есть одно, что их объединяет: при их создании никто не озаботился тем, чтобы сделать приятное и полезное телезрителю, для которого будто бы и работает ГТРК «Лотос».
Есть проекты весьма практичные. Проект «Астрахань спортивная» под соусом знакомств со спортсменами города рекламирует различные рестораны и ресторанчики Астрахани. Очень прагматичный подход к теме спорта…
Как государственная структура ГТРК «Лотос» должна поддерживать общественно-политические структуры, занимающие позиции крепкой государственности в России.
Но, видимо, новая директорша гостелерадиокомпании имеет другие взгляды на это, потому что осуществляется неблагожелательная цензура крепких государственников.
К примеру, на областном радио, которое вещает на волне радио «Россия», принципиально не допускают к эфиру члена штаба астраханского Общероссийского народного фронта Максима Терского в рамках программ, создаваемых по темам ОНФ. Допускают кого угодно, а когда предлагается от ОНФ именно его кандидатура, то выясняется, что в студии, дескать, не хватает микрофонов.
Подобной цензуры не могли бы допустить без ведома директора ГТРК «Лотос» Зверевой.
Получается странная картина: в «Лотосе» не решаются делать действительно интересные и полезные телепрограммы, но не боятся третировать видных представителей общественного объединения, основанного возглавляемого президентом России В.В. Путиным.
Так что получается, что звезда звезде рознь, бывают ведь и звёзды-обманки.
Женская часть наших читателей неоднократно критически отмечала в своих письмах в редакцию «Факта и компромата» надоевшие и давно вышедшие из моды косые чёлки ведущих новостные программы «Лотоса». Откровенно неидеальные лица в сочетании с характерным неправильным провинциальным говорком производят жалкое гнетущее впечатление. Не выдерживает никакой критики «звёздные» появления самой Зверевой в качестве интервьюера высокопоставленных лиц области, где нами отмечено некое панибратское поведение теледивы, не оправданное никакими реальными достижениями в работе.
На вкус и цвет товарищей нет, но неоднозначное восприятие телеаудиторией деятельности ГТРК «Лотос» под руководством Зверевой есть точно.
Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 34 (693)