Интернет-слизь и Русская Православная Церковь

«Я не пойду в церковь, я ее не выношу, потому что у попа богатый мерседес, а у Патриарха дорогие часы» – несется из всех щелей. Надо ли говорить о том, что те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время актуализировались оправдания. Уже были злые старухи. Уже было тесно на службе. Уже было непонятно, что поют и читают. Уже было длинно и долго. Уже было «золото и роскошь иконостасов, когда народ голодает». А с другой стороны, предложим критикам быть последовательными. Главврач частной больницы ездит на «Landcruiser Pradо», живет в собственном доме, а у главмедсестры сумка «Gucci» и туфли «Christian Louboutin» – никогда не ходите туда лечиться. Погибайте, а не ложитесь на операцию. Не поощряйте. Прокляните. Умрите под забором в знак протеста. Это будет справедливо.

Но ведь не умрут… Пойдут и добавят на «Gucci».

Также необходимо сказать, что той позиции, на которую надо Церкви, чтобы понравиться критикам, не существует. Молчит – говорят: «тут у нас народ помирает, а Церковь воды в рот набрала. Плевать ей на народные проблемы». Церковь говорит – тут же раздается: «ну, куда, куда лезет Церковь? Зачем суется в политику, экономику, социальную сферу, школу? Ее дело – хосписы, бомжи, старухи».

Любая интернет-слизь без лица и имени, любой «захожанин», бывающий в храме только два раза в жизни – на собственных крестинах и похоронах – категорично распоряжается: «Церковь, делай это», «Церковь, подай то». «Отец, ты тут со своим кадилом быстрей, у нас кабак на два заказан (фраза из реального случая венчания)», «Ребенка крестить. Срочно». «Вы знаете, надо бы с родителями катехизическую беседу предварительно…». «Не надо! Крестить! Быстро! Не рассуждать! Почему цены такие высокие? Дайте вон ту Мать на липучке, Николу-угодника помоложе и что-нибудь в сумку бросить, чтобы кошелек на месте был (фразы тоже из жизни)».

Сплясала шпана в храме Христа Спасителя, тут же услышали: «Простить немедленно!». «Но они оскорбили чувства верую…». «Никто никого не оскорблял! Никаких чувств верующих нет!». «Но они не просят прощения». «Все равно! Простить и выпустить! Быстро!».

Мифологемы, эмоции, статейки, откровенный заказ, все это свалено в одну кучу, взболтано и выплеснуто в Церковь как «общественное мнение», с которым она обязана согласиться. Но прежде чем предъявлять претензии, разобрались бы сами с собой. Со своими фобиями, с термином «Церковь», с ее взаимоотношениями с Христом, с границами сакрального и секулярного. А пока не разобрались, пусть усвоят одну простую мысль. Наличие телеграма и соцсети не является достаточным основанием для оскорблений в адрес Церкви. И ахинея в телеграме приказом для Церкви и духовенства не является.

Борис Якеменко