О будущем России. Открытое письмо Захара Прилепина Владимиру Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Сложно с Вами поспорить!

Русская культура даже в классическом своём изводе умела работать с данной тематикой. Хотя иной раз, скрывать не станем, с известной долей брезгливости, которая не слишком таилась теми титанами русской литературы, что дали России великую мировую славу.

Но есть у нас и другие примеры в национальном искусстве, безусловно, не менее достойные: например, поэзия Михаила Кузмина, работы художника Константина Сомова, ранние романы Эдуарда Лимонова или, если к нашим дням ближе, прекрасный сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского.

Проблема ситуации в том, что данная тематика в России давно уже не выглядит атакуемой. Иной раз она, скорей, выглядит атакующей.

Поднятая Вами тема, быть может, была бы ещё актуальней, когда бы вся наша современная культура уже была перенесена в область традиции, в область нормы, в область здравых смыслов. Когда бы она уже вышла из поля воздействия культурного ультралиберализма и мировой пропаганды новейших гендерных практик.

И лишь оказавшись вне воздействия этого поля, мы были бы вправе усложнять пропорции, повышать уровни допустимого, чуть отступая от пределов принятых в России норм.

Но российская культура, как мы можем наблюдать, пока ещё не вернула себе в полной мере право именоваться «национальной культурой».

В нашей культуре ещё слишком мало здравого, традиционалистского, в самом широком смысле – нормального.

Слишком серьезная часть того, что именуется «культурными площадками», – по-прежнему спокойно работает не с традицией, а как раз с этой, Вами поднятой, хорошо понятной, важной для них темой.

Слишком заметная часть эстрады, медиа, театра, кино, иных форм современного искусства и так испытывает непропорционально серьёзное влияние этих групп.

Скажем, многодетные родители и рядом такого влияния на все перечисленные мной сферы не имеют.

Образно говоря, это не мы даем им слово в нашей культуре. Сплошь и рядом это они дают (или, порой, нет) нам слово.

И теперь, ссылаясь на Вашу позицию, они получают возможность давать еще реже слово тем, кто слишком настаивает на пропаганде традиционных ценностей, на пропаганде того, что они втайне именуют «квасным патриотизмом», «имперским милитаризмом», «религиозным мракобесием».

Простейший пример. В одной только Москве известен целый ряд театров, возглавляемых людьми, исповедующими те взгляды, о которых Вы упомянули. (Да будет их жизнь безмятежна, а работа – продуктивна!).

Но в той же Москве нет ни одного театра, что спокойно, последовательно, убежденно работает с темами русского военного патриотизма, религиозного подвижничества, делает постановки, посвященные СВО, подвигам наших врачей, наших солдат, сержантов, офицеров…

На этом остановимся, потому что основное нами сказано, а плодить иные примеры – только обижать коллег, которые посчитают это за личную атаку на них.

Но это не атака на них.

Это лишь попытка показать отсутствие реальной конкуренции в России между людьми одних убеждений и людьми убеждений других.

Владимир Владимирович!

Будущее России – это не (только) грамотная позиция наших политологов, высказанная в формате ток-шоу. Программы эти смотрят миллионы, но живут они, как правило, ровно то эфирное время, пока их смотрят.

Будущее России – это её поэзия, её песни, её живопись, её кинематограф, её театр, её философия. По этому наследию будут судить о днях наших. В контексте культуры вырастают сейчас наши дети и внуки.

Культура требует самого пристального, предельно тактичного внимания к себе.

Но здесь следует помнить, что у некоторых сфер деятельности, декларируемой как «культурная», «детей, – как вы однажды высказались по схожему поводу, – не бывает».

А если и бывают – это не те дети, что будут отстаивать наше богоданное Отечество.

Захар Прилепин