Война – это товар. И вот почему

Учёный-историк Борис Якеменко объясняет, почему в современных условиях война превратилась в товар, и что из этого получается.

«Сегодня война в рамках рыночных отношений превращена Западом в товар, который умело упаковывают и предлагают нам в самых разных формах. Она строится по лекалам клипов, приспосабливается к пониманию аудитории, делается игровой. Именно поэтому возникновение шоумена и ютубера Зеленского в качестве главного устроителя войны выглядит не просто логичным – неизбежным.

Возникают потребители войны и ее продавцы, посредники между ними, переводящие ее трагическое содержание в область маркетинга, превращающие трагедию в ширпотреб. Соответственно, возникают люди, обогащающиеся на ней, превратившие ее в бизнес – главные заинтересованные лица, делающие все, чтобы она никогда не заканчивалась. У них война, у нас СВО, но сути дела это не меняет.

Есть еще одно важное обстоятельство. СВО сегодня (как и любую войну, которую создает запад) встраивают в форматы поп-культуры. Встраивают через медиа – сразу за сводкой новостей из-за «ленты» идут концерты и шоу, что делает сводки и шоу неразличимыми. Помогает этому и общественное сознание – оно привыкло воспринимать все в через упрощенные форматы телешоу и сериалов, которые вбивают в мозги уже 30 лет. Соответственно выстраиваются и системы личностных, ментальных взаимоотношений с СВО и событиями, которые в ее рамках происходят. А именно:

  • Шоу и сериал не должны кончаться, поэтому важен не результат, а сам процесс участия. Поэтому так напряженно очень многими воспринимаются победы – они намекают на окончание. Важно, чтобы борьба шла все время, чтобы можно было «участвовать» – волноваться, ругаться, советовать и проклинать. Процесс и участие в нем и есть цель.
  • СВО это очень большое, значительное, многоуровневое событие, в котором участвуют тысячи людей. Охватить его сознанием комплексно, связать воедино логикой в рамках истории могут очень немногие. Поэтому значительная часть сторонников по лекалам шоу и поп-культуры превращается в болельщиков, которые начинают болеть не за команду, а за отдельных персонажей. Они извлекаются из общего процесса, ставятся в центр событий и из них создают кумиров со всеми сопутствующими этому процессу атрибутами (Пригожин, Стрелков и т.д.) В современном футболе эти трансформации видны отчетливо – болеют за звезд (Месси, Роналду), команды собираются по принципу театральных антреприз – побольше звезд, чтобы шоу вышло ярче и эмоциональнее, в фанатскую среду массово хлынули женщины – главные потребители шоу и сериалов. Тут важно понимать, что болельщик отличается от сторонника тем, что не разделит со своим кумиром участь, если последний пострадает или выйдет в тираж.
  • Важным участником процесса «опопсения» СВО становится (как в искусстве, на эстраде и т.д.) куратор. Человек, который сам не поет и не рисует (часто он когда-то это делал, но потом стал бизнесменом), но знает, как удачно предложить команду, как максимально выгодно превратить ее в товар. Это отчетливо видно и по Пригожину, и по Стрелкову, и по многим другим. Первый не воевал никогда, второй сто лет назад, но торговали войной и своим лицом они успешно. Сейчас их нет, дотлевают остатки их фанатских групп болельщиков, но можно не сомневаться – скоро мы увидим очередную «звезду СВО», которой «если бы не было, то тогда неизвестно что было бы с нами» и т.д. – каждый дальше может закончить сам, слава Богу сто раз слышали. Именно поэтому «военблогеры»-мародеры так настойчиво пытаются доказать, что они незаменимы – это закон эстрады, но не военного времени.

Эти подробности важно учитывать, чтобы не недоумевать, когда сегодня вручную, кряхтя, на небосвод вкатывают очередное светило. Именно поэтому так сложно порой проводить параллели с Великой Отечественной войной – из генералов и маршалов не делали поп-звезд, даже культ Сталина в годы войны оказался сильно притушен, торговать войной вообще не приходило в голову, и радости и горечи войны делили поровну, не болели за команду, а сами были ею.

Это стоит понять».

Есть, что сказать по поводу прочитанного? Не сдерживайте порывов, идущих от сердца – поделитесь сейчас в комментариях своими мыслями!