Обычно во всём мире деструктивные явления протестного типа начинаются и развиваются в студенческой среде и, показывая всю свою несостоятельность, заканчиваются получением незначительных поблажек студенческой вольнице, чтобы начаться снова через пару поколений.
Студенческой вольницы в Астрыбвтузе никогда отродясь не было. Институт, созданный в период расцвета сталинской тирании, был серьёзной кузницей кадров, а тех, кто не хотел коваться, ждала не пересдача зачётов, а путёвка в ГУЛАГ.
Дух тирании остался и после превращения Астрыбвтуза в технический университет. Охранники и надсмотрщики, исполняющие роль преподавателей, понимая, что дух времени требует не крепких знаний, а всего лишь реальной корочки об образовании, предпочитают требовать от студентов не знаний, а денег.
Преподавательский состав, как и административный состав обычного лагеря не однороден по составу. Внизу «лузеры», которые непосредственно общаются с позиции силы со «студентами-зэками», а сверху лежат несколько слоёв преподавательской аристократии – научные работники, профессорский состав, ничем духовно и интеллектуально вообще-то не отличающийся от «лузеров».
Здесь проблемы и их решения круче и требуют неординарного подхода.
Так случилось с гаражами.
У профессорско-деканско-ректорско-проректорского состава образовался значительный автопарк личного автотранспорта, который желательно было бы оставлять в гараже, а не под открытым небом – подземные парковки несбыточная мечта в Астрахани.
Под гаражи больше всего годилась федеральная земля, которой на территории Астраханского государственного технического университета – вал. Она пустует, захламляется, простаивает зря, а это непорядок. Короче, интеллектуальная элита рыботехнического университета решилась организовать нечто улётное: гаражный кооператив с последующей приватизацией.
Сначала руководство универа организовало гаражи себе, потом за бабло или красивые глазки своей ровне – таким же отвязным интеллектуалам. Потом, когда сложился мощный массив гаражей, начали их жёстко приватизировать вместе с землёй.
И тут наш правдивый и правильный еженедельник поднял этот вопиющий беспредел на общественный обзор и намекнул, что это как бы незаконно – приватизировать федеральную землю университета.
Во всём полумиллионном городе к еженедельнику «Факт и компромат» прислушалась только несгибаемая прокуратура, стараниями которой на гаражах Астраханского государственного технического университета появились письменные предупреждения о сносе незаконных сооружений.
Ответ последовал незамедлительно – в адрес редакции «Факта и компромата» пришла «грозная» анонимка, в тексте которой чувствуется рука российской технической интеллигенции. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть совсем малый отрывок: «…Количество проверок, которые прошел АГТУ больше, чем у вас номеров вышло с момента создания вашей никем нечитаемой газеты…».
Но главное было в других совершенно бессовестных словах:
«…Неваленный и Полякова, что должны были отказаться от гаражей? В этот кооператив вступали все, а не они одни, кто имел желание и теперь это их собственность. Они, что преступление совершили? Убили кого-нибудь или обокрали?..»
Действительно, всего лишь взяли себе федеральную землю, не ограбили, не убили ведь… Но корень наплевательского отношения к преподавательской этике давно уже укоренился в преподавательской среде АГТУ. Вместо того чтобы хорошо учить студентов, а потом строго спрашивать их на зачётах и экзаменах, многие преподаватели ставят зачёты и принимают экзамены за деньги. Но ведь не грабят, не убивают? Нет, но это называется получением взятки и является уголовно наказуемым преступлением.
Для иллюстрации небольшой пример из жизни АГТУ:
«Старший преподаватель кафедры прикладной информатики АГТУ 19 февраля 2015 года, находясь в собственной квартире, получила от своей знакомой взятку в размере 4 тысяч рублей за постановку удовлетворительной оценки по экзамену «Экономическая информатика» без фактической сдачи одному из студентов ВУЗа…»
А теперь представьте, что корыстолюбивого преподавателя не поймали за руку и она продолжает брать взятки со студентов. Будет ли возмущаться эта преподавательница, узнав, что студент, которому она ставит положительную оценку за деньги, торгует наркотиками на территории университета? Вряд ли. Он же, бедненький, зарабатывает деньги, чтобы расплатиться с преподавателями. Также эта преподаватель не возмутится, узнав, что студентки подрабатывают проституцией. Им же надо расплачиваться с преподавателями… Да, ведь не крадут, не убивают пока… Но рано или поздно вслед за торговлей наркотиками и проституцией на территорию АГТУ придут и воровство, и ограбления, и убийства. Но тогда это будет уже норма поведения, и вмешательство прокуратуры будет раздражать техническую интеллигенцию, и она будет писать гневные анонимные письма.
А что до гаражей, то с 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Это регламентировано поправками к Земельному кодексу.
Так что с гаражами придётся прощаться.
Рафик Идиатуллин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 29 (639)