Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Алчные алчут, бараны покорствуют. Ужасы жилищного законодательства

25.11.2012 14:36

 

В этом году, в рамках деятельности Общественно-консультативного Совета при мэре г. Астрахани, начала работать школа жилищного просвещения.

Ее слушатели высказывают возмущение по поводу необоснованных поборов со стороны ООО «Лукойл-ТТК» за опломбирование водомеров горячего водоснабжения: за что берут 304 руб. 40 коп. при опломбировании одного прибора и почему требуют целую пачку абсолютно не нужных для этой цели бумаг?

Фактически здесь два вопроса. Начнем со второго. Как следует из него, монополист требует от плательщика представить довольно большой пакет документов. Насколько это законно?

Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149 утвержден порядок заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергоресурсов. Согласно п. 7 приказа для заключения договора собственник квартиры направляет ресурсоснабжающей организации письменную заявку, которая должна содержать сведения о предмете договора, фамилию, имя, отчество собственника, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, номер телефона (при его наличии). К заявке прилагается копия свидетельства о праве собственности на квартиру. И всё.

Согласно п. 8 вышеуказанного приказа, энергоснабжающие организации не вправе требовать с населения предоставления иных сведений и документов, не предусмотренных данным нормативным актом.

Таким образом, действия монополиста, в данном случае ООО «Лукойл-ТТК», неправомерны.

Теперь перейдем к главному вопросу. По мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении, на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации как общедомовых, так и индивидуальных приборов учёта энергоресурсов. При этом следует учитывать, что разъяснения по вопросам установки приборов учёта может давать только ФАС России. Такие полномочия ей предоставлены постановлением правительства РФ от 30.04.2006 г. № 331.

Остается ответить еще на один вопрос: должна ли взиматься плата за опломбирование приборов учёта.

Согласно разъяснению, данному специалистами Федеральной службы по тарифам РФ (письмо ФСТ РФ от 18.02.2005 г. № СН 570/14), методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на тепловую энергию на. розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-Э/2, при определении размера платы за услуги по передаче тепловой энергии отдельной составляющей выделяется услуга по сбыту (реализации) этой энергии. При этом под расходами на сбытовую деятельность понимаются расходы на контроль и снятие показаний с приборов учёта, установку и эксплуатацию этих приборов, организацию и содержание систем учёта и обработки данных, ведение договорной работы. Из этого следует, что проведение таких работ необходимо для обеспечения коммерческого учёта энергоресурсов, и, как было указано выше, они учитываются в тарифах регулируемых организаций. Таким образом, дополнительная плата за опломбирование приборов учёта с потребителя взиматься не должна.

Теперь это уже подтверждается Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (вступает в силу с 01.01.2013 г.), где в пункте 5 статьи 20, в частности, указано, что приборы учёта опломбируются организациями, которые осуществляют холодное или горячее водоснабжение и (или) водоотведение, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учёта производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьего лица.

Законы есть, и написано в них всё предельно ясно. Но только они не для монополистов, для них главное - прибыль, причем любой ценой. Поэтому они трактуют законодательные и нормативные акты так, как им. угодно, создавая гигантские «погружные насосы» для выкачивания денег с населения.

Вот почему посредники ООО «Лукойл-ТТК», продолжая пломбировать в наших домах приборы учёта горячей воды, за каждую пломбу с жильцов берут по 300 с лишним рублей. А поскольку в квартире два счётчика, то каждой семье это обходится в 610 рублей. И это за максимум 20 минут с учётом оформления документов. Значит, за один час работы собирается 1830 рублей, за 7 часов - 13 тыс. рублей! С каждого 72-картирного дома сбор составляет 44 тыс. рублей. Неплохой дополнительный доход!

Для того чтобы выяснить, во сколько реально обходится установка пломбы, купите необходимые материалы. Набор пломб (250 штук) стоит 190 рублей. 100 м проволоки - 260 рублей. На одну пломбу уходит 40 см проволоки. Значит, стоимость материалов на один счётчик составляет менее двух рублей. Спрашивается, на каком основании компания «Лукойл-ТТК» выставляет жильцам такие бешеные счета?

Другой монополист - МУП г. Астрахани «Астрводоканал» за ту же работу берет значительно ниже: за опломбирование счётчиков холодной воды в квартире - 168 рублей. Правда, при передаче многоквартирных домов на прямое обслуживание «Астрводоканалу» на подъездах домов появились объявления, некоторые положения которых вызывают удивление: «Приборы, у которых отсутствует техпаспорт (это понятно - Б. К. ) и прошла половина поверочного срока, приняты не будут (это на каком же основании?! - Б. К. ). При отсутствии абонента прибор учёта принят не будет, начисления за коммунальные услуги будут производиться согласно установленным нормам». И это вопреки части 3 статьи 157 ЖК РФ! Не будем сейчас комментировать данное нарушение федерального закона. Это тема отдельного большого разговора.

Руководство компании «Лукойл-ТТК» не принимает во внимание и судебную практику по рассматриваемому вопросу. Сообщение на эту тему опубликовано в Интернете и в местных СМИ. Речь идет о решении Даль-нереченского районного суда Приморского края. Там в результате проверки обращений жителей города установлено, что само по себе взимание платы за опломбирование индивидуальных приборов учёта (независимо от размера платы) является незаконным.

Нормами действующего жилищного законодательства РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, на потребителя не возложена обязанность опломбирования индивидуальных приборов учёта энергоресурсов, а организациям, предоставляющим услуги, не предоставлено право взимания платы за опломбирование этих приборов.

Более того, статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних работ (услуг) обязательным приобретением иных работ (услуг). Опломбирование приборов учёта является дополнительной услугой, которая, в рассмат-

риваемом судебном деле, навязывалась конкретной сетевой водоснабжающей организацией гражданам, устанавливающим в квартирах счётчики учёта холодной воды. В целях защиты прав неопределенного круга лиц прокуратурой в районный суд было направлено исковое заявление о запрете взимания платы за опломбирование индивидуальных приборов учёта и возложении обязанности установки пломб без взимания платы. Решением суда от 08.06.2012 г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Алчность наших так называемых естественных монополий поистине беспредельна. Четверть века назад, в начале перестройки, их действия классифицировались бы как извлечение «нетрудовых доходов». А сейчас наложение небольшой пломбы без каких-либо слесарно-монтажных работ и заполнение небольшой бумажки обходятся жителю более чем в 300 рублей. И это никого не удивляет. В других регионах прокуратура стоит на страже конституционных прав населения. У нас же не только частные, но и муниципальные организации попросту, без зазрения совести залезают в карманы не слишком богатых, в массе своей, жителей Астрахани, а контролирующие органы молчат, закрывают глаза на все нарушения федеральных законов.

О незаконном взимании платы за опломбирование индивидуальных приборов учёта газета «Волга» писала в декабре 2011 г., «Астраханский мир» - в марте текущего года. Однако практика извлечения «нетрудовых доходов» не привлекла внимания ни работников городской и областной прокуратуры, ни нашего антимонопольного управления, ни региональной службы по тарифам, которые могли бы встать на защиту конституционных прав населения, умерить аппетиты таких монополистов, дать достойную оценку их действий.

Поэтому прошу считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру города Астрахань.

Борис Клеменчук, член экспертного совета при мэре г. Астрахани,

"Астраханский мир" № 45, 22.11.2012 г.


Загрузка...