Алчные астраханские бюрократы
Радость-то какая! По данным, которые обнародовала недавно счётная палата страны, воровать наши чиновники стали меньше, но зато чаще. Короче говоря, хотя и воруют, но не в таких размерах, как раньше. Видать, борьба с коррупционерами, хапугами, любителями народного добра все же начинает давать некоторые положительные плоды. Вспомним, сколько за последнее время оказалось под следствием и за колючей проволокой чиновников разных рангов- оторопь берет. Далеко ходить не стоит. В Астраханской области добрый десяток просто на скидку можно назвать. И самый последний пример – арест и приговор Екатерине Лукьяненко, бывшего зампредседателя облправительства и министра труда и социального развития региона.

Казалось бы, что таким людям, как Лукьяненко или тот же Столяров не хватает? Оклады солидные, должности высокие, почётные. Жить бы да поживать, как говориться, в сказках. Но добро наживать не за чужой счет, а за свой. Нет же, хочется больше. Может быть, глядя на других, которые воруют, которые незаконно обогащаются? Почему, мол, они могут, а мы разве рыжие? И тогда рука сама тянется за взяткой. Выходит, проблема воровства, что в провинции, что в столичных регионах – общая. Чиновники не боятся запускать руку в казну, в чей-то карман.

Казалось бы, перед глазами столько примеров, когда на эту самую руку уже столько «железных браслетов» надели. Нужно быть осторожным, боязливым. Но не боятся, надеясь, что в их нишу снаряд не попадет. Он попадёт в нишу, которую занял другой ворюга и коррупционер.

Срабатывает и такой фактор. Астраханские чиновники считают, что добраться до них из федерального центра не так просто. Попробуй, дотянись, если все вокруг близкие, родные люди. За долгие годы они так сжились и сработались, что понимают друг друга с полуслова. Да и как не понимать, если все около одной «кормушки»… Все братья, сватья, все живут в одном коттеджном поселке: друг к другу на чай ходят, на шашлык…

Прижатый со всех сторон бизнес пикнуть боится, как бы хуже не было. А если кто и осмеливается пожаловаться выше, то это бывает очень редко, мало в провинции смелых. Здесь считают: лучше полюбовно договориться на месте, чем выносить сор из избы.

Если бы, скажем, от побора Лукьяненко отказались все и давно, не было бы и этого резонансного дела. И, естественно, не оказалась она за решёткой. На целых четыре года. И не пришлось бы ей оплачивать штраф в 52 миллиона рублей. Сейчас, думаю, кусает она локти, да не достать их. Всё началось, надо полагать, с малого, а закончилось плачевно…

И что, самое удивительное, федеральных чиновников ловят реже, чем региональных. Видимо, осторожнее они, чем их коллеги с периферии. А может быть, не такие падкие на дармовщину как бюрократы регионального уровня?

Кстати, в Москве государевых людей уже стали периодически проверять на полиграфе. И вот новая проверка. До конца текущего года планируется привлечь к проверке около 1500 госслужащих. Сторонники проверок аргументируют это тем, что поступает чиновник на службу добровольно и должен добровольно без каких-либо принуждений доказать, что он чист и готов работать честно. Поэтому полиграф может стать своеобразным сдерживающим фактором для распространения коррупции, особенно среди молодых чинуш. Только вот будет ли польза от этой идеи? Во всяком случае, широкого применения детектор лжи пока не получил. А зря. У нас в Астрахани его точно надо использовать в коридорах власти.

К. Борисов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 31 (690)