Александр Ишутин: «Астраханский зритель благословил меня»

По завершению 212-го театрального сезона пришло известие о том, что актёр Александр Ишутин завершает своё сотрудничество с Астраханским драматическим театром. Новость стала неожиданной для его преданных зрителей, поэтому AST-NEWS.ru встретился с Александром, чтобы узнать о подробностях такого решения.

– Ваше внезапное объявление об уходе из Астраханского драматического театра озадачило многих. Это ведь не просто уход из театра, но и переезд в другой город. Как Вы можете прокомментировать эту новость?

– Это уже давно не новость! Многие люди мне говорили, что ждали такого разворота событий, особенно тех пор, как стало известно, что Игорь Лысов возглавил Кировский драматический театр. Так и случилось, он пригласил меня. Причём это было официальное и серьёзное предложение сначала от него, а потом и от директора театра.

Конечно, я еду к режиссёру, но при этом целый ряд предложенных мне условий также поспособствовал окончательному решению о переезде в Киров. Не скрою, оно далось мне непросто. И прежде всего в том плане, что мы все привыкли считать, что уходят только когда всё плохо: когда тебя выгнали или ты спился, или же из какой-то иной крайности.

Мне говорили: «Куда ты собрался? У тебя же всё здесь хорошо! Столько ролей!». Мне трудно было объяснять, что я еду за своей профессией. Да, я никогда не был обделён в Астрахани работой. И очень благодарен своей творческой судьбе, и мне грех жаловаться.

Но в какой-то момент «маленький Ишутин», живущий внутри меня сказал: «Встань и иди!». Я привык доверять его голосу, прислушиваться к нему, особенно с возрастом. Уход, казалось бы, на пике актёрской карьеры, воспринимаю как интересный опыт, за которым наблюдаю сейчас со стороны. Это нормальная ситуация, когда театральные люди едут за своей профессией, репертуаром, к своим единомышленникам по творчеству, создают или продолжают тандемы.

У меня не было весомых причин ухода из Астраханского драмтеатра. Ведь я именно ушёл, а не хлопнул дверью. Уезжаю не потому, что у меня здесь что-то не сложилось, но с чувством огромной благодарности и с ощущением ярко прожитых сезонов. От этого мне и грустно и приятно.

IMG_4343.JPG

– Вы оставляете в Астрахани огромный отрезок своей творческой судьбы? Насколько продолжительным он был?

– Всякий раз сбиваюсь, когда начинаю озадачиваться этим вопросом, так как не знаю, откуда вести отчёт своей театральной деятельности. Совсем мальчишкой я пришёл в Астраханский ТЮЗ к Юрию Владимировичу Кочеткову, учился у него. Потом ушёл в драмтеатр к режиссёру Никите Ширяеву, после чего уехал работать в Тамбов. Затем занимался бизнесом, а завершив свои коммерческие дела, вновь пришёл в Астраханский драмтеатр, где до недавней поры непрерывно служил двенадцать лет.

IMG_3396.JPG

– Наверное, трудно уезжать от своих коллег, друзей, зрителей, но особенно тяжело оставлять свои роли? Так ли это?

– Театр – в хорошем смысле слова синдикат и конвейер, который работает несмотря ни на что. Наверняка сработает принцип, что незаменимых людей не бывает. Я знаю, что уже вводятся актёры на мои роли. Как для ревнивого человека, для меня это всё не просто. Я ревную режиссёров, партнёрш – ничего не могу с собой поделать. Играя спектакль в два состава, ревную своих персонажей к коллегам по сцене, хотя сам смеюсь над этой своей особенностью.

Теперь мои роли будут исполнять другие актёры – очень профессиональные люди. Возможно, какие-то спектакли с моим участием останутся в прошлом. У всех сыгранных персонажей – моё сердце, но я уже не могу на них влиять, только наблюдать со стороны.

– Как сложился ваш тандем с Игорем Лысовым?

– Журналисты не раз задавали мне вопрос с подковыркой, почему при любом худруке у меня всегда главные роли? Действительно, я никогда не был обижен режиссёрским вниманием, у меня всегда было много интересной работы. Сейчас, смотря в свой репертуарный лист, удивляюсь тому, сколько всего переиграл. Когда в нашем театре появился Игорь Лысов, поверил ему с самого начала, доверился его художественному вкусу.

Казалось, что его спектакли для меня – та тонкая грань, золотая середина между театром, которые долгие годы называют постмодернистским и старым советским театром. Я наблюдал, как такое искусство остро воспринимается зрителем, и как оно попало в меня. И был не одинок в своём предпочтении: в Астрахани много людей оценили его творчество. Игорь Владимирович раскрыл в нашей труппе многих актёров, игра которых стала настоящим откровением.

Большие работы Лысова в нашем театре, в которых я принимал участие – «Игроки», «Пятая печать», «Любить» – очень сблизили нас. Меня поразила глубина его разбора материала – он доставал из образов столько всего интересного, до чего бы сам никогда не додумался. Режиссёры Игорь Лысов,как Александр Огарёв и Виктор Тереля, с которыми я работал – ученики легендарного Анатолия Васильева, чётко определяют тему спектакля, и актёр сразу понимает, что и как ему играть.

– Что вы знаете о театральной жизни Кирова? Собираетесь ли вы участвовать в каких-нибудь творческих проектах, не связанных с основным местом работы, как это было в Астрахани?

– Не веду особой разведки. Пока не в курсе, в каком направление развиваются театральные процессы в Кирове. В последнее время был здесь так плотно занят, что очень устал. Мечтаю взяться за одну очень большую и значимую работу и сосредоточиться только на ней. Под конец недавно завершившегося сезона я был буквально выпотрошен. За время всей своей театральной практики мне впервые пришлось уйти на больничный.

Поэтому, что будет в Кирове – не знаю, кроме репертуара, в котором буду занят, как мне его расписал Игорь Владимирович. Это серьёзные работы, что меня устраивает, хочу насладиться ими. В августе Лысов преступает к репетициям чеховского «Дяди Вани». Я назначен на одну из главных ролей в этом спектакле. 

Про сам Кировский драматический театр знаю, что он очень большой и у него, как и Астраханского драматического театра, богатая история. Для меня внешние факторы не особо важны, так как всё зависит от внутреннего наполнения. Самое главное, что бы творческие процессы проходили интересно и плодотворно.

IMG_7011.JPG

– Вы уезжаете не один, а супругой Анастасией Краснощёковой – талантливой актрисой, которая, несмотря на свою молодость, очень ярко проявила себя на астраханской сцене. Этот факт делает ваш отъезд из Астрахани достаточно глобальным. Жена поддержала ваше решение?

– Да, мы уезжаем всей нашей театральной семьёй, Игорь Лысов пригласил нас двоих. Он хорошо знает Настю и высоко ценит её, как актрису. Некоторое время она не играла в театре, находилась в декрете. Александр Анатольевич Огарёв очень ждал её возвращения на сцену. Но наш малыш диктовал свои условия, поэтому Настя не играла полтора сезона. На новом месте для неё также сформирован репертуар, поэтому мы едем не на пустое место, а с уже озвученными перспективами. Приятно, что в Кировском театре с большим пониманием и вниманием относятся к нашему переезду.

IMG_2517.JPG

– Несмотря на широту ваших актёрских возможностей, не раз вами доказанными, шлейф героя-любовника закрепился за вами прочно. Это амплуа награда или наказание для развития вашей сценической карьеры?

– Интересно получилось, что смена амплуа произошла именно тогда, когда Астраханский драматический театр возглавлял Игорь Лысов. Он однажды сравнил меня с белым лайнером, курс которого необходимо поменять. Так появился неожиданный для меня Ковач в «Пятой печати», потом – горбатый Ихарев в «Игроках». Я спрашивал режиссёра, почему он меня постоянно уродует? На что Игорь Владимирович отвечал, что я за это ему буду ещё благодарен.

И действительно, появившаяся в моем репертуаре новая грань, очень интересна. Благодарен ему за то, что он основательно покопался в моей актёрской природе, подняв неведомые мне ранее пласты.

Если будут предлагать роли героев, с удовольствием вернусь к ним, только уже с новым ощущением и багажом, так как теперь понимаю, что помимо белого камзола у таких персонажей есть судьба, боль, трагедия. Все мои роли хранятся в копилке, к которой я регулярно прикладываюсь, приступая к новым репетициям. Каждый раз, начиная заново, осознаю, что опыт работы с разными образами и режиссёрами очень полезен.

IMG_3915.JPG

– Вас ожидает не только смена театра, но и совершенно другая география, климат, менталитет. Готовы к этому?

– Климат для меня самая больная тема! Я абсолютно южный человек. Когда однажды собрался ехать в Израиль летом, то меня называли безумцем. Оказавшись там, смеялся, что астраханца пытались напугать израильской жарой.

Любая температура ниже нуля для меня считается жутким морозом. Помню, какой испытывал стресс, работая в Тамбове. Там я впервые увидел, что выпавший снег лежит несколько месяцев и никуда не девается. Это не потому, что я такой капризный, просто организм негативно реагирует на мороз. Единственное, что меня пугает – холод! Однако надеюсь, что справлюсь с этим неудобством.

– Как коллеги и зрители отнеслись к вашему решению уйти из театра?

– Мне очень жалко оставлять некоторых людей. Новость эту все восприняли по-разному. Александр Огарёв сказал мне, что очень сожалеет о моём отъезде. Но за руки меня никто не держал и не уговаривал: «Саша, останься!». Пока до середины августа я ещё в Астрахани, некоторые думают, что я передумаю и никуда не поеду, кое-кто с опаской. При этом, со всеми простился очень тепло.

Приятно, что я могу повторить Александру Анатольевичу Огарёву все те слова, что сказал ему при нашей первой встрече, не разочаровался в нём ни на секунду. Это большого таланта режиссёр, который формирует художественное направление нашего театра. Так, как сегодня развивается Астраханский драматический театр, кажется, он имеет своё лицо – красивое, талантливое и известное в театральном мире.

IMG_5190.JPG

Произошла удивительная вещь. Только в последние дни перед закрытием сезона я понял, чем для меня является наш театр. Был удивлён, потрясён и по-хорошему шокирован, той реакции, которую получил от зрителей. Никогда не ожидал, что вокруг меня столько любви. К своему стыду, не считал зрителей полноценной частью театра. А сейчас, когда слышу от людей такие важные слова, аналитические разборы спектаклей, то понимаю, что именно они и являются несущей стеной. Мой театр любви – это я и они.

Ранее не чувствовал такого зрительского проявления в свой адрес – в моём доме в эти дни не было свободного от цветов места. Астраханцы пишут мне личные сообщения, подходят на улице, чтобы обнять. Я, как человек сентиментальный, поймал себя на мысли, может быть, стоило уйти хотя бы для того, чтобы ощутить такую огромную любовь.

Все мои сомнения, переживания, разочарования, которые я испытал от некоторых своих знакомых, всё компенсировали зрители. Они меня не только вылечили и успокоили: астраханский зритель благословил меня, буквально подарив мне крылья. Не могу это трактовать иначе. Не знал до сей поры, что достоин такого внимания. Люди пишут, что будут приезжать на мои спектакли в Киров. Эти неподдельные эмоции и глубокие чувства бесценны для меня.

IMG_6078.JPG

Желаем Александру Ишутину успехов в новом театре, больших и ярких ролей, а также надеемся, что его контакты с нашим городом не оборвутся, и мы его ещё увидим на астраханской сцене в том качестве, в котором распорядится судьба.

Екатерина Некрасова