Александр Огарёв: В астраханцах есть гордая самодостаточность

Астраханский драматический театр завершил 212-й сезон громкой премьерой спектакля-перфоманса «Кабаре «Велимир», который произвёл на своих первых зрителей сильное впечатление. Это событие стало великолепным поводом для встречи AST-NEWS.ru с художественным руководителем и главным режиссёром театра заслуженным артистом России Александром Огарёвым.

– Александр Анатольевич! чем для вас был завершившийся сезон? Какие самые яркие события минувшего театрального года вы можете отметить?

– Это был насыщенный сезон с разными периодами. Наконец-то произошло счастливое освобождение из ковидного плена. Начало сезона ознаменовалось премьерой спектакля «Братья Карамазовы» и нашей поездкой с этой постановкой на фестиваль в Липецк. Затем нас ждал трудный выпуск спектакля «Шум за сценой», ведь комедию делать сложнее всего. Перед новогодними праздниками театр представил сказку «Остров забытой мечты», написанную нашим завлитом Анной Михайловной Абдрахмановой.

Потом наступили другие времена, при этом возник необыкновенный интерес зрителя к театру. Есть ощущение, что слово, сказанное со сцены, воспринимается теперь с удвоенным вниманием. Актёры, чувствуя особую ответственность перед публикой, не могут позволить себе расслабленность или отсутствие тонуса. По обе стороны рампы присутствует необычайный накал энергии: мы живём в интересные времена...

Весной прошла значимая для нас премьера – «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения всенародно любим и к спектаклю необходимо было подходить с большой ответственностью. Безмерно рад, что приглашённый режиссёр Сергей Филиппов и труппа справились с этим вызовом, и спектакль, на мой взгляд, получился. Он пользуется огромной популярностью: билеты на него раскупаются очень быстро и актёры в нём отлично работают.

В апреле режиссёр Алексей Матвеев выпустил мистический детектив «Пять жар-птиц инспектора Раффинга». В связи с этой премьерой у нас появился новый экспериментальный проект – «Игра в мафию». Его предложила пришедшая к нам в пресс-службу в этом году Лиза Антошечкина. В увлекательном формате участвуют 12 зрителей и три артиста, занятых в спектакле. Проект поддержали наши молодые актёры Полина Курбатова, Настя Кацан и Роман Чечерин. Они воссоздали атмосферу таинственного места, что оценили зрители – билеты на это мероприятие продаются мгновенно.  

– Под занавес сезона театр объявил о премьере спектакля «Кабаре «Велимир». Это был незапланированный шаг?

– Так получилось, что в день завершения нашего театрального сезона – 28 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Велимира Хлебникова. Я думал об этой дате, мимо которой нельзя было пройти. Поэтому мы решились за месяц сочинить действо, посвящённое великой фигуре. Хлебников, появившейся на свет в границах тогдашней Астраханской губернии – абсолютно уникальное явление. На этой земле родился космический человек, не связанный со своей действительностью. Он творил в условиях полнейшего противодействия, когда все вокруг считали его фриком. Но он имел фантастическую уверенность, что должен заниматься особым сочинительством.

IMG_2556.JPG

Недавно звонил одному из самых известных в мире исследователей его творчества, Александру Ефимовичу Парнису, который сказал мне, что шестьдесят лет изучает наследие Хлебникова и лишь немного приблизился к пониманию того, кем являлся этот гениальный человек. Учёный немного посмеивается над попытками театралов прикоснуться к столь невероятной фигуре, но, тем не менее, нам хотелось если не постичь глубины его стихов, то хотя бы показать, как жил Велимир на фоне глобальных событий первой четверти XX века.

Тогда мы придумали сделать спектакль в форме кабаре, чтобы показать обзор футуристических настроений в стилистике, рождённой в определенной среде. При этом важно было обозначить весь трагизм личности Хлебникова. Зрители, не попавшие на премьеру, смогут увидеть «Кабаре «Велимир» на летней сцене театра 18 и 25 августа.

Друг театра Алексей Чувилёв предоставил для премьеры стилизованное под ту эпоху кресло «Василий», созданное учеником Кандинского и копию супрематической конструкции Александра Родченко из музея Гуггенхайма. Очень приятно, что в Астрахани такие отзывчивые люди, предлагающие свою помощь для оформления спектакля. В других городах я не сталкивался с подобным.

– В конце прошлого сезона вы представили астраханцам необычную во всех смыслах постановку «День города Nь». К концу 212-го спектакль трансформировался, но продолжил жить своей интересной жизнью. Расскажите об этом подробнее.

– Этот спектакль не только прекрасно вписывается в пространство нашего театра, но и в эпоху, в которой мы все живём. Он построен таким образом, чтобы ловить импульсы времени. Пришла пора, и мы поменяли два названия внутри трёх коротких пьес в постановке. Сейчас мы играем пьесу «KILL кит», которую написала Евгения Юсупова, ныне живущая в Португалии. Произведение посвящено Чукотке, но не столько географическому месту, сколько «внутренней Чукотке» – конфликту, живущему и развивающемуся внутри человека и общества. По сюжету там описывается жизнь в депрессионном регионе, где юная девушка, невзирая на трудности, пытается развиваться и оставаться человеком.

Также внутри трилогии состоялась премьера второй новеллы «Живые не слышат» по пьесе Эрика Царукяна. Получасовой монолог от лица восьмилетнего мальчика исполняет молодой актёр театра Довуд Самадов. Его персонаж живёт в семье, где практикуется домашнее насилие, выходящее за пределы его дома. Это одна из болевых точек нашей действительности, о которой нельзя молчать.

IMG_2018.JPG

Если в будущем появятся короткие пьесы, вписывающиеся в этот формат, то спектакль «День города Nь» будет трансформироваться и дальше.

– Расскажите о премьерах и новых проектах предстоящего сезона. Какими постановками драмтеатр порадует своих зрителей?

– На открытие следующего сезона 22 и 23 сентября мы готовим премьеру чеховской «Чайки», после чего состоится фестиваль премьер, на котором покажем все спектакли, увидевшие свет в минувшем сезоне.

В конце мая этого года мы планировали провести масштабный фестиваль «Театральная дельта», но он по разным причинам не состоялся. Поэтому мы перенесли его на октябрь. Он пройдёт в несколько усеченном формате, но мы рассчитываем на то, что фестиваль станет постоянным. Участвовать будут два интересных режиссёра – Ярослав Жевнеров и Владимир Хрущёв. Они проведут лаборатории по тематике футуризма. После недельной работы с труппой нашего театра режиссёры представят постановки на суд публики, открыв 5 октября фестивальную программу.

К нам также приедут известные театральные деятели. Анастасия Букреева проведёт здесь трёхдневный драматургический семинар, а Андрей Климов – двухдневный художественный семинар. На малой сцене актёр Пётр Соломонов покажет свой мини-спектакль по Хлебникову.

Поскольку в названии фестиваля присутствует слово «дельта», то его концепция подразумевает наличие театральных притоков различного формата и масштаба. Значительным событием станет приезд столичного театра «Ленком» с двумя постановками, в которых играет народный артист России Андрей Соколов. В рамках фестиваля также состоится его творческий вечер.

Сейчас ведутся переговоры о приезде в Астрахань Псковского театра драмы имени Пушкина со спектаклем «Пленные духи».

В этом году наш театр выиграл грант Союза театральных деятелей России, благодаря чему режиссёр Бари Салимов поставит у нас фолк-мюзикл «Снегурочка» по пьесе Александра Николаевича Островского, двухсотлетний юбилей которого отмечается в следующем году. Премьера запланирована на 10, 11 и 12 декабря – даты, когда Астраханский драматический театр отмечает свой день рождения.

К концу этого года мы намереваемся показать премьеру спектакля по пьесе польского драматурга Януша Гловацкого «Четвёртая сестра» с подзаголовком «Лихие девяностые». Это будет отсылка к «Трём сёстрам» Чехова, добравшимся до Москвы 90-х годов прошлого века. Мы покажем несколько «чумную» столицу, немного булгаковскую. Зрителя ждёт рассказ о нашей российской действительности тех лет со всеми её комедийными и трагедийными эпизодами.

– Поменяется ли в новом сезоне репертуарная линейка театра?

– Это всегда болезненный момент, когда старый спектакль износился и его надо снимать. Собирается худсовет, на котором кипят споры, иногда носящие субъективный характер. Актёры не хотят расставаться со своими любимыми ролями. Сейчас у нас в репертуаре более сорока спектаклей, поэтому некоторые из них идут редко. Мы стараемся осторожно относиться к таким вещам, но, тем не менее, с какими-то постановками придётся попрощаться.

– Некоторые корректировки произойдут и самой труппе?

– Да, от нас уходят Александр Ишутин и Анастасия Краснощёкова. Они уезжают из Астрахани. Их позвал к себе Игорь Лысов, который не так давно возглавил Кировский драматический театр. Алексей Березюк возвращается в свой родной город Екатеринбург. Его роли будет исполнять Роман Чечерин, пришедший в нашу труппу в этом году. Соответственно на их места придут другие артисты. Один из них – Константин Кузьмин. Он долгое время работал в Тольятти, а теперь возвращается в Астрахань.

Заменить Александра Ишутина будет трудно: астраханская публика любит его, и он был задействован во многих репертуарных спектаклях. Я тоже очень ценю Александра, у нас были отличные взаимоотношения, но, видимо, пришло время менять жизнь и пробовать что-то новое.

– Вы работаете в Астрахани почти два года. За это время у вас сформировался образ местного культурного сообщества?

– Мне кажется, характерная черта астраханской публики – адекватность. Здешние люди не разбрасываются восторгами, но при этом очень справедливо выставляют оценки тому или иному явлению. Астраханские зрители, по моим ощущениям, рады новизне, появляющейся в городе. Есть отдельная инициативная группа, которую можно встретить на всех премьерах и вернисажах. Эти люди отслеживают все самые интересные события. Именно благодаря их рекомендациям многие астраханцы узнают о культурной жизни города.

Мы замечаем, что зрительская активность значительно возросла, несмотря на то, что традиционно залы в июне заполняются достаточно сложно. Но в этом году ситуация изменилась. В конце сезона у нас было несколько аншлагов. Такое отношение к нашему театру очень радует.

Астрахань – город, стоящий на окраине, вдали других крупных городов, поэтому её жители имеют некоторые особенности по некоторым позициям. Они в курсе всех трендов и новинок в различных сферах, но при этом в них есть индивидуальность, и нет стремления гоняться за модой.

В астраханцах есть гордая самодостаточность. Они с удовольствием наблюдают, что творится в остальных частях страны, при этом, остаются непохожими на других. Нам с женой (актрисой Астраханского драматического театра Александриной Мерецкой – прим. ред.) здесь очень комфортно. Мы постоянно открываем для себя в Астрахани всё новые и новые чудеса.

IMG_1161.JPG

Екатерина Некрасова