Мы живем в самобытном городе, где сохранились образцы исторической застройки прошлых веков, большинство из которых – не в лучшем состоянии. В этом году несколько объектов культурного наследия сгорели, другие – снесли. С такими темпами об астраханской аутентичности придётся забыть…
О судьбе нашего архитектурного наследия и о многом другом AST-NEWS.ru поговорил с председателем совета Астраханского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Алексеем Резниковым.
– Алексей! Почему именно ВООПИиК?
– Работаю в компании по реставрации объектов культурного наследия, в штате которой есть эксперты и специалисты-реставраторы, аттестованные Минкультуры РФ. Приведу пример: сейчас мы ведём проектирование реставрации Саратовской государственной консерватории – одного из символов этого волжского города. В своё время наши губернии были соседями. Здание консерватории – не первый объект, которым мы занимаемся в Саратове, поэтому знаем, какое там рачительное отношение к памятникам архитектуры, многие из которых, как и у нас, находятся в плачевном состоянии.
Два года назад мы воссоздали региональное отделение ВООПИиК, которое было ликвидировано 12 лет назад. Почти во всех регионах страны действуют подобные отделения, поэтому пришло время и для профильной общественной организации в Астраханской области, где сохранилось большое число объектов исторического и культурного наследия. Так появился клуб людей, замотивированных темой сохранения нашего достояния.
– Что конкретно делаете для спасения архитектурного наследия Астрахани?
– Наше отделение ВООПИиК сейчас одна из организаций, которая обращается в правоохранительные органы по поводу вопиющих случаев, происходящих у нас в последнее время. Печальный факт уничтожения здания Казачьей канцелярии на улице Комарова, что на Казачьем, побудил нас написать главе городской администрации и областному прокурору по поводу необходимости консервации объектов культурного наследия, которые город получает в виде домов, признанных аварийными. В таких случаях жильцы отселяются, а недвижимость переходит во владение муниципальных образований.
– Сколько в регионе подобных объектов?
– Около 40 домов, имеющих статус объектов культурного наследия, расположенных в центральной части Астрахани. Законом предусмотрены меры по консервации таких объектов. Важно не затягивать процесс передачи недвижимости этой категории новым собственникам. Муниципалитет обязан оценивать ситуацию – способен ли он сам привести такой объект в порядок, или же его лучше отдать в частные руки, например, по программе «Рубль за метр» или продать лицам, способным провести его реставрацию.
– Приведите примеры таких сделок.
– Ранее администрации города и области приводили в порядок только те объекты культурного наследия, в которых размещались их представительства и муниципальные службы, а жилой фонд практически никогда не попадал в их зону внимания. Был единичный позитивный случай, в котором участвовала наша организация – речь идёт о здании Армянской богадельни, на Набережной 1 Мая, 119, по программе реформирования ЖКХ в режиме долевого участия его привели в порядок. Часть денег на реставрацию собрали собственники, другую выделило муниципальное образование.
Памятники архитектуры, признанные аварийными, которые городская администрация сейчас приводит в порядок, назвать не могу. Способствующие таким процессам программы сейчас не действуют, а город задерживает выработку подобного решения. Объекты, требующие консервации, стоят в ожидании необходимых мер по их спасению. В противном случае они разрушатся окончательно. Расселённый дом, не отапливаемый, может разрушиться в любой момент.
– Неужели всё так безнадёжно?
– Мы не можем себе позволить отчаиваться. Город запустил аналог программы «Рубль за метр», договоры инвестиционной передачи которой имеют много схожих черт. Три объекта культурного наследия: дом на пересечении улиц Бакинская и Боевая, дом на Казанской, 92 и на Адмиралтейской, 41.
Все три взяты с первого лота людьми, взявшими на себя обязательства по восстановлению. Сейчас проходит процедура по созданию проектной документации, а пока все объекты законсервированы. Опыт запоздалый, но положительный.
Сгоревшие и брошенные дома, находящиеся в муниципальной собственности, тоже могут быть переданы новым собственникам, способным привести их в должный вид. Ни одно муниципальное образование не сможет самостоятельно восстановить все проблемные объекты архитектурного наследия. Даже Москва при всей своей мощной финансовой составляющей не берёт на себя таких обязательств, а передаёт их частным лицам.
– Расскажите о программе «Рубль за метр».
– Суть в том, что здание отдают за символическую плату в аренду на три года с обязательством восстановления. Согласно договору, после этого оценивается рыночная стоимость объекта, и если сумма вложенных денег больше, чем рыночная стоимость, то инвестор забирает это здание. Если сумма вложенных средств меньше, то собственник обязан доплатить городу эту разницу и стать полноправным владельцем. С учётом высоких затрат на реставрацию более вероятен первый вариант. Программа для Астрахани перспективная, ведь иных путей по сохранению архитектурного наследия Астрахани практически нет. Если программу запустить в ближайшее время, наш город может превратиться в настоящее чудо.
– Кто ваши единомышленники в Астрахани?
– За полтора года наше отделение ВООПИиК стало одним из самых многочисленных в стране, насчитывает около 50 человек. Совет отделения собирается раз в полтора месяца, а также, если того требуют обстоятельства, как недавно с разграблением сгоревшего дома Воробьёва. Наша организация постоянно находится в диалоге и отличается мобильностью. Среди нас есть журналисты, эксперты, историки, краеведы, депутаты и чиновники областной администрации, предприниматели, преподаватели вузов, волонтёры. У нас сложился интересный и интеллектуальный круг людей.
– С кем вы ещё планируете сотрудничать?
– Нам необходим диалог с муниципальной властью не только в Астрахани, но и по региону в целом. Именно они являются основными собственниками зданий, попадающих в зону нашего внимания. С нетерпением ждём назначения нового руководителя службы охраны памятников культурного наследия, чтобы быть в постоянном контакте со структурой. С учётом того, что в последнее время мы регулярно пишем письма в прокуратуру, то орган, следящий за соблюдением российского законодательства, должен быть нашим союзником.
– Вы упомянули о доме Воробьёва, где недавно застали мародёров. Кому принадлежит здание?
– Дом находится в долевой собственности частных лиц и муниципалитета. Дом Воробьёва пережил пожар, при этом все несущие конструкции в порядке и если его привести в порядок, то он простоит ещё долго.
В случае признания строения аварийным, часть, принадлежащую собственникам, муниципалитет должен выкупить по рыночной стоимости. Тогда встанет вопрос, что делать с домом далее. Необходимо запустить алгоритм для определения судьбы строения, чтобы он не стоял в том виде, как сейчас. Почему мы и говорим о важности конструктивного диалога с муниципалитетами, не для их критики, а для совместной работы по поиску инвесторов. Необходимо создание механизма по решению этих вопросов, чтобы памятники архитектуры не стояли в заброшенном состоянии, ведь именно тогда приходят мародеры. Подобная участь, возможно, суждена и другим астраханским памятникам.
– Таких заброшенных после пожара домов в Астрахани много…
– Да, например, на улице Максима Горького уже 17 лет стоит расселённый дом с роскошным балконом. Несущие стены в нём в идеальном состоянии.
Или ещё один дом, по Красной набережной, 37, знаменитая усадьба Саркисова.
Над половиной дома после пожара нет крыши, осадки проникают сквозь три расселённых этажа в подвал. Эта картина длится тоже 17 лет. Люди, проживающие в правой части дома, много лет пишут письма с просьбой отдать им в собственность аварийную часть строения с целью реставрации и дальнейшего проживания в нём многодетной семьи. Городские власти отвечают, что это невозможно, это памятник архитектуры. Жильцы готовы заняться созданием и согласованием проектной документации и дальнейшем восстановлением здания за свой счёт с правом передачи бесхозной площади в пользование, но в администрации Астрахани отказываются даже обсуждать такой вариант. Тут налицо плохое отношение к объекту недвижимости, к памятникам архитектуры и истории своего города.
Вызывает тревогу здание на Никольской, где до недавнего времени размещался офис Центробанка, который теперь переезжает в другое помещение. До конца года одно из красивейших памятников архитектуры передадут казначейству. Как он будет использоваться в дальнейшем – неизвестно. Весной, в день защиты памятников и исторических мест, мы организовали туда экскурсию, которую провела краевед Раиса Алексеевна Захарова. Здание банка сейчас находится в идеальном состоянии, хотелось бы, чтобы туда въехала организация, способная поддерживать его в сегодняшнем виде.
Хотелось бы обратить внимания на памятник архитектуры федерального значения – Пороховые склады на улице Николая Островского, находящиеся в областной собственности. Четыре оставшихся корпуса в аварийном состоянии. По мнению некоторых историков, своды этих строений, ушедшие сейчас под землю, сохранились с петровских времён.
– Какова судьба здания бывшей городской электростанции?
– Оно в частных руках. Согласно постановлению арбитражного суда, владельцы здания должны заняться его восстановлением. Решение суда находится на контроле, но, судя по визуальным наблюдениям, никаких действий собственники не предпринимают.
– Много десятилетий на пересечении улиц Калинина и Свердлова в руинах стоит памятник архитектуры. Как полагаете, долго это будет продолжаться?
– Его владелец давно эмигрировал. Связь с ним потеряна. Существует механизм отчуждения объектов культурного наследия, если собственник не выполняет своих законных обязательств по его сохранению. К этому объекту, находящемуся столь долго в бесхозном состоянии, возможно применить такую процедуру.
– Что будет со сгоревшим домом Карягина на Советской, по вашему мнению?
– Возможно, муниципалитет готовится передать его новым собственникам по программе «Рубль за метр». Для этого необходимо полностью расселить, получить право собственности на весь дом, и только после, как единое домовладение, передать тому, кто сможет заняться восстановлением памятника архитектуры.
– Многочисленных туристов привлекает в Астрахань не только рыбалка, но и её памятники архитектуры…
– Я много езжу по нашей стране, бываю в разных городах. Насмотрелся на множество одинаковых коробок, которые не несут в себе никакой индивидуальности – они все одинаковые. Города, состоящие из таких строений, не имеют души. В такие места не хочется возвращаться. Если культурное наследие Астрахани будет уничтожено, то это будет большой трагедией для всех.
– Недавно подняли вопрос об удручающем состоянии Старого кладбища по улице Софьи Перовской. Существуют ли пути по наведению там порядка?
– Вопрос сложный и спорный. Мы не раз обсуждали его с членами нашей общественной организации и, несмотря на различные мнения по этому поводу, все констатировали, что кладбище находится в удручающем состоянии, неприемлемом для цивилизованного общества. При этом есть понимание, что многие могилы заброшены навсегда. Несколько лет назад сгорел архив захоронений, поэтому многие уже нельзя атрибутировать. На сегодняшний день соль «съела» часть почвы. На Старом кладбище есть много знаковых захоронений – могила Шмит с мраморным памятником, мемориал семьи Ульяновых, могилы известных купцов и деятелей культуры. Лишь малая часть имеющихся там захоронений находится в должном состоянии как братская могила-обелиск павшим героям, погибших во время Великой Отечественной войны.
Есть зарубежный опыт, когда на подобных объектах проходит рекультивация земель, с сохранением кладбищенской территории. Даётся срок, чтобы люди могли перезахоронить своих предков за счёт городской казны в другое место. На освободившейся земле либо делают новый погост, либо разбивается мемориальный парк.
Восстановление Старого кладбища не представляется возможным, но возможен муниципальный правовой акт, где прописаны моменты приобретения территории под частные захоронения и склепы. Такие механизмы отчасти могут решить вопрос с содержанием кладбища – на деньги, вырученные от продажи земли, проходит благоустройство, часть кладбищенской территории отведена исключительно под бесплатные захоронения.
Процесс не быстрый. Даже сам его запуск проекта займёт несколько лет. Пока этого не произойдёт, ситуация будет только ухудшаться. Необходимо уже сейчас начать обсуждение по вопросу и формированию плана действий. Старое кладбище – не единственный погост в регионе, находящийся в плохом состоянии. Почти в каждом муниципальном образовании есть такие объекты.
Любые объекты культурного наследия, в том числе и кладбища, несут в себе миссию сохранения исторической памяти. Их состояние напрямую отражает отношение общества к наследию своих предков. Я астраханец, много лет жил на Эллинге, где находился завод Алексеева. До 35 лет жил в доме, где прабабушка жила. Много членов моей семьи на Старом кладбище, так что для меня эта тема очень важна.
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Налаживание диалога с муниципальными властями, чтобы те скорее запускали программы вовлечения предпринимателей в тему сохранения памятников архитектуры. То, что этот процесс в Астрахани идёт крайне медленно, вызывает подозрение – не готовятся ли эти дома к сносу. Может, кому-то выгодно, чтобы аварийный дом рушился в силу естественных причин, освободив место для дальнейшей застройки – как получилось с Казачьей канцелярией.
– На такую недвижимость будет спрос у бизнеса?
– Нет сомнений. Астраханцы любят свой город. Могу сказать из личных наблюдений, что далеко не все наши соседи любят свои города. Астраханцы тоже многим недовольны – состоянием канализации, жилищными условиями, но они любят свои старые дома. Иногда заглядываю в чат астраханцев, переехавших в Москву. Поражён, с каким вниманием наши земляки обсуждают проблемы Астрахани. Многие пишут, что несмотря ни на какие коммунальные неприятности, любят малую Родину, как им отрадно возвращаться сюда. Наше отделение ВООПИиК планирует провести 7 декабря в областной научной библиотеке имени Крупской общегодовое собрание, хотим представить и обсудить региональные практики, культурный код в части сохранения исторической памяти, культурного наследия.
Мы хотим показать позитивные примеры, как собственники такого жилья, о котором бытует мнение, что памятник – это набор проблем, сохраняют его в достойном состоянии. Сохранение памятников истории и культуры нашего региона должно быть общей первоочередной задачей для астраханцев, любящих свой край и желающих ему процветания.