В преддверии выборов губернатора Астраханской области, которые состоятся 14 сентября 2014 года, вышла в свет брошюра под названием "О некоторых программных заявлениях оппозиционных кандидатов в губернаторы Астраханской области". В этом издании конструктивной критике подверглась предвыборная программа кандидата Олега Шеина. AST-NEWS.ru предлагает вниманию своих читателей текст этой брошюры.
Страница 2, «Астраханская область – это люди»
«Всего официально имеют работу 205 тыс. астраханцев – из 534 тысяч трудоспособного населения. Это означает, что почти 330 тысяч человек трудятся неофициально» - повторяется на странице 5 «Сделаем всё, чтобы у людей была работа»
Численность экономически активного населения области в возрасте от 15 до 72 лет, за 2013 год составила 534,6 тыс. чел., из них 208 тыс. человек были заняты на крупных и средних предприятиях. Но экономика области не исчерпывается крупными и средними предприятиями. Помимо них работают порядка 30 тыс. единиц малых предприятий, численность работников которых превышает 150 тыс. человек, ещё 33 тысячи человек работают у 21,6 тысяч индивидуальных предпринимателей, 48 тысяч человек заняты в личном подсобном хозяйстве в сельских районах области. Таким образом, всего официально работают 460,6 тысяч, а не 205 тысяч, как заявлено.
Кроме того, не стоит забывать о том, что 39,9 тыс. человек являются безработными, а часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, не занята в экономике: это и военнослужащие (данные о количестве которых являются закрытыми) и российские граждане, работающие за границей и простые домохозяйки.
Что же касается ситуации на рынке труда в целом, то она стабильно позитивна: по состоянию на 01.08.2014 г. зафиксирован самый низкий уровень регистрируемой безработицы за последние несколько лет – 0,8%.
Как и в прошлые годы на рынке труда востребованы специалисты со средним (СПО) и начальным профессиональным образованием (НПО) – 36,4% и 40,1% от общей потребности. Заявленная потребность рынка труда области удовлетворяется только за счет выпускников высшего профессионального образования (ВПО) – 23,4%. Выпуск специалистов с высшим образованием перекрывает потребность в них в 2 раза.
Работодатели охотно принимают на работу выпускников учебных заведений. По данным мониторинга по итогам 2013 года с предприятий области по тем или иным причинам (включая выход на пенсию) было уволено 23,2% от среднесписочной численности работников предприятий. Большая часть возникших вакансий – 21,4% от среднесписочной численности – была заполнена за выпускников учебных заведений всех уровней образования. В числе принятых на работу выпускников 18,8% составили лица с высшим образованием, 30,3% – со средним и 50,9% - начальным профессиональным образованием.
Остается стабильно высоким и общий образовательный уровень занятых в экономике области. В перечне профессий на предприятиях области 44,3% составили специалисты со средним профессиональным образованием, 30% – работники с высшим профессиональным образованием, 25,8% – квалифицированные рабочие с начальным профессиональным образованием.
В соответствии с имеющимися прогнозами, 2020 году эти показатели изменятся и составят 46,5% 30,2%, и 25,4% соответственно. Прогнозные данные указывают на увеличение потребности в кадрах со средним профессиональным образованием на 2,2% и уменьшение потребности в квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием на 0,4%. При этом прогнозируется увеличение потребности в кадрах в строительстве – на 5,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 5,4%, в обрабатывающих производствах – на 3%.
«По принятым «Единой Россией» и ЛДПР законам с 2025 года право на пенсию получат лишь те, кто на официальной, хотя бы минимальной зарплате отработает 30 лет. Если нет такого стажа - не будет никакой пенсии, включая минимальную.»
Утверждение «не будет никакой пенсии, включая минимальную» не обоснованно и противоречит законодательству. Государство гарантирует гражданам, не имеющим достаточного стажа для получения трудовой пенсии, выплату социальной пенсии по старости в возрасте 65 (муж.) и 60 (жен.) лет. Таким образом, никто не останется без средств к существованию.
Примечание: в настоящее время получателями социальной пенсии по старости (65 и 60 лет) являются 291 человек, что составляет 0,1% от общей численности пенсионеров по области. Размер социальной пенсии по возрасту ежегодно индексируется.
Страница 3, «Сравним себя с соседями»
«Индекс промышленного производства (обрабатывающие производства). Если не считать «Газпрома», объём производства в регионе упал почти на седьмую часть»
В течение двух лет подряд наша промышленность росла со среднегодовым темпом в 25%. За два года мы увеличили объемы промышленного производства в 1,5 раза. Поэтому даже сохранение этих объемов является достижением. Наш же промышленный сектор области не только сохраняет, но и наращивает эти показатели.
Необходимо понимать с какой ситуацией прошлого года мы сравниваемся. ИПП в 1 полугодии 2012 года сложился на уровне 114%, а в 1 полугодии 2013 года вырос еще почти на 40%. То есть за эти два года база выросла почти в 1,6 раза. Промышленный рост также не останавливается и в этом году. Обеспечена положительная динамика в отрасли добычи полезных ископаемых, в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды (темпы роста почти 110%).
Снижение наблюдается в обрабатывающей промышленности. Темпы составили 88,2%.
Причиной стали объективные циклы экономической активности в промышленных отраслях. Основные «локомотивные» отрасли региона: судостроение, металлобработка, машиностроение и нефтеперерабатывающий комплекс работают в качестве участников конкретных проектов, по большей части долгосрочных. Завершение большей части текущих проектов, в отличие от прошлого года, приходится на 2 полугодие, в котором мы ожидаем существенного улучшения показателей по данному виду деятельности.
При этом, часть видов обрабатывающих производств уже сейчас демонстрируют уверенный рост. Так, по итогам 1 полугодия 2014 года темпы роста в такой важной для нашего региона отрасли как судостроение составили 108%.
В текущем году центральное место в загрузке судостроительных предприятий занимают объекты 1 этапа обустройства месторождения им. Филановского. В июле текущего года ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» завершило строительство одного из ведущих объектов обустройства месторождения имени В. Филановского — платформу жилого модуля. До конца года будет завершено строительство верхних строений платформ райзерного блока (РБ).
На ООО «Каспийская Энергия Проекты» завершается строительство верхнего строения ледостойкой стационарной платформы №1 (ЛСП-1).
Кроме того, началось строительство объектов второй очереди обустройства данного месторождения. В конце 2013 года на ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» состоялась закладка платформы жилого модуля № 2 (ПЖМ-2). На новой сборочно-монтажной площадке в п. Ильинка ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» завершается строительство верхнего строения центральной технологической платформы (ЦТП).
Эта же фирма с участием в качестве субподрядчика ООО «Галактика» будет вести разработку рабочей документации, закупку оборудования и материалов, строительство и пуско-наладку ледостойкой стационарной платформы № 2 (ЛСП-2). Кроме объектов месторождения им. В. Филановского пакет заказов астраханских судостроителей включает буксиры, крановое судно для компании Dragon Oil, корпус второй самоподъемной буровой установки (СПБУ) для компании Lamprell Energy Ltd, сухогрузы, танкеры для российских и зарубежных транспортных компаний.
Прошлый год стал годом интенсивного развития новой для нашего региона отрасли – металлургии. ООО «Балластные трубопроводы СВАП» интенсивно велось производство труб с утяжеляющим защитным покрытием в рамках проекта строительства компаниями «Буми Армада» и «Сайпем» нефтегазопроводов месторождений им. Ю. Корчагина и В. Филановского. В результате объёмы производства в 1 полугодии 2013 года по отрасли «Металлургия и производство готовых металлических изделий» более чем в пять раз превысили показатели аналогичного периода 2012 года.
В 2014 году выполнение этой работы завершено. Новое направление деятельности, которым уже в этом году займётся комплекс «СВАП-Юг» в Астрахани, это производство теплоизоляционной антикоррозионной трубы для коммунальной сферы. Понятно, что это направление не может обеспечить такой же объем спроса, что и нефтегазовый сектор. Компанией также планируется участие в проектах, реализуемых на шельфе Черного моря.
Сегодня наши промышленные предприятия делают ставку не на «залповые» темпы развития, а на качественные изменения в структуре производства, активный процесс обновления промышленной базы. Акцент сделан на интенсификацию и повышение эффективности уже запущенных производственных процессов.
В 1 полугодии 2014 года снизились на 14,5% объемы производства неметаллических минеральных продуктов. Причина – модернизация технологических линий ведущего предприятия этой отрасли ЗАО «Кнауф Гипс Баскунчак». В результате будут увеличены мощности и расширен ассортимент продукции завода, завершен монтаж установки по производству шпаклевочных смесей.
На ОАО «Астраханское стекловолокно», которое является также одним из основных производителей этого сектора, завершается реализация проекта модернизации производства. Приобретение высокопроизводительного оборудования позволило предприятию выйти на новый уровень развития, укрепить рыночные позиции как на российском рынке, так и в странах СНГ.
Позитивные изменения происходят в основной подгруппе предприятий обрабатывающей промышленности – пищевом производстве. Если в прошлом году объемы сокращения объемов производства здесь составляли около 9% (91,2% к уровню предыдущего года), то по итогам 1 полугодия 2014 года эта важнейшая отрасль нашей промышленности демонстрирует наращивание объемов производства (темпы роста – 101%). Ключевыми точками роста становятся проекты в сфере мясопереработки – в первую очередь это реализация 2 этапа модернизации ОАО «Астраханский продукт» (Икрянинский район). В традиционной для Астраханской области овощеперерабатывающей отрасли в 2014 году предусмотрено значительное увеличение объемов производства овощных консервов ООО «Астраханская консервная компания» и ООО «АстраЭкоПром» за счет модернизации основных производственных цехов. Ожидается положительная динамика также за счет наращивания объемов производства одного из ведущих предприятий рыбной отрасли по производству консервов из рыб осетровых и частиковых рыб – ООО «Астраханьрыбпром».
Положительная динамика будет обеспечена и в сфере производства нефтепродуктов. Имеющийся спад обусловлен процессами модернизации производства. Был завершен один из ее этапов – строительство установки гидроочистки моторных топлив. В результате на газоперерабатывающем заводе начался выпуск дизельного топлива класса «Евро-4». Сейчас прорабатывается вопрос перехода на производство моторных топлив исключительно классов «Евро-4» и «Евро-5», опережая сроки, обозначенные Техническим регламентом, на 2 года.
Поэтому отрицательные темпы в обрабатывающей промышленности носят краткосрочный и непоказательный для оценки экономической ситуации характер.
Объёмы строительства. «Почему такой спад произошёл в Астраханской области?»
По итогам первого полугодия 2014 года в области наблюдается сокращение объёмов строительных работ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако кандидату, претендующему на пост губернатора области, стоит быть в курсе того, что предыдущий – 2013 год – был годом осуществления крупных инфраструктурных проектов, таких, как:
- строительство взлетно-посадочной полосы в Ахтубинском районе;
- строительство котельной центральной ПГУ-235 в г. Астрахани;
- строительство автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область;
- мост через р. Таловая на автодороги Володарский- Цветное в Володарском районе Астраханской области.
Совокупный объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» по итогам прошедшего года составил 63,3 млрд. рублей.
Успешное завершение этих проектов в прошлом году и привело к тому, что в начале текущего года объёмы строительных работ несколько сократились. Но если сравнивать ситуацию не с рекордным 2013 годом, а с 2012, в котором не было таких крупных проектов, то окажется, что темп роста по показателю «Объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за I полугодие составляет 125,5%. При этом, отрасль с каждым месяцем наращивает темпы: так в июне текущего года объёмы строительных работ составили 145,% по сравнению с майским уровнем, а в июле 164,1% к июню.
Инвестиции в основное производство
Рекордные объёмы строительных работ в прошедшем году сказались и на динамике инвестиций в основной капитал. Если по итогам прошедшего года темп роста инвестиций (в сопоставимых ценах, за вычетом инфляции) составил 137%, то по итогам первого полугодия текущего года – всего 73,3%. Здесь сыграли свою роль и завершение уже указанных выше крупных проектов и перенос на второе полугодие основного объёма планирующихся капиталовложений ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» (занимающего 47% в общем объеме инвестиций крупных организаций).
При этом итоги января-июля 2014 года свидетельствуют о наметившихся положительных тенденциях. Если в январе-марте текущего года отставание от уровня аналогичного периода 2013 года по крупным организациям составило 34,5%, то в январе-июле уже 22,4% (сокращение на 12,1 процентных пункта).
Страница 4, «Увеличим бюджет»
«В настоящее время крупные компании - «Газпром» и «Лукойл» имеют невероятные налоговые льготы»
В настоящее время, ООО «Газпром» не имеет никаких налоговых льгот. ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», в 2012 году была оказана государственная поддержка в форме присвоения статуса «особо важный инвестиционный проект» сроком на 4 года, предусматривающая пониженные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций согласно законам Астраханской области.
В результате применения пониженных налоговых ставок, выпадающие доходы бюджета Астраханской области за 2013 год составили порядка 1 млрд. руб. Вместе с тем, именно реализация данного проекта позволила пополнить бюджет Астраханской области в 2013 году в объёме 3,7 млрд. руб. и привлечь инвестиции в размере более 35 млрд. руб., что намного превысило потерю доходов от предоставления льгот.
Развитие нефтегазового сектора также тянет за собой смежные отрасли хозяйственной деятельности, является стимулом для развития нефтесервисных услуг, металлургии, химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, судостроения. Приход в области таких предприятий как «Шлюмберже» или ООО «Балластные трубопроводы СВАП» создаёт новые высокооплачиваемы рабочие места, увеличивает поступление налога на доходы физических лиц в региональный бюджет. Направление же инвестиций в капитальные вложения приводит к увеличению стоимости основных производственных фондов и, соответственно, росту поступлений налога на имущество организаций. Только предприятия, получившие заказы на выполнение работ от ООО «Лукойл», пополнили бюджет области на сумму более 2-х млрд. руб.
«Мы изменим налоговую систему, уменьшим налоги с граждан и увеличим с нефтегазовых компаний»
Основными источниками формирования доходов местных бюджетов в соответствии с действующим законодательством являются: НДФЛ, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Уменьшив налоговую нагрузку на граждан, которая в настоящее время является весьма умеренной (ставка подоходного налога в Российской Федерации – одна из самых низких в мире), местные бюджеты потеряют львиную долю доходов, которые, в свою очередь, идут на покрытие социальных обязательств.
Увеличение же налоговой нагрузки на нефтегазовые компании практически невозможно, так как в области действуют предельные размеры налоговых ставок, установленные Налоговым кодексом РФ. Увеличить их законодательные органы региона не вправе.
Отмена преференций в отношении предприятий, реализующих инвестиционные проекты (среди них имеется только одно предприятие, относящее к нефтегазовой отрасли, – ООО «Лукойл»), приведёт к тому, что эти организации уйдут в те регионы, где существует более благоприятный инвестиционный климат, а Астраханская область лишится доходов консолидированного бюджета в размере не менее 5 млрд. руб. в год.
Страница 5, «Сделаем всё, чтобы у людей была работа»
«Официально уровень безработицы не превышает 1-2% населения. Причина простая: ради пособия в тысячу рублей астраханцы не торопятся ездить на биржу труда.»
Главная задача службы занятости населения – не выплата пособий, а помощь ищущим работу в скорейшем трудоустройстве. Обратившимся в службу занятости предлагаются различные варианты получения дохода: выход на общественные работы, профессиональное обучение, предоставление субсидий на открытие собственного дела и другие услуги.
Кроме того на сайтах: www.trudvsem.ru, www.astrahan.regiontrud.ru любой гражданин может разместить свое резюме, и получать вакансии на свою электронную почту. Количество вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями, стабильно растёт и на текущий момент ежемесячно составляет порядка 10-11 тысяч.
Успешность работы службы занятости показывает снижение средней продолжительности зарегистрированной безработицы: если на 01.07.2013 года она составляла 4,6 месяцев, то на 01.07.2014 года – 4,3 месяца.
«В госучреждениях право распределять зарплату дали начальству, что ставит работников в рабскую зависимость»
В регионе создан и применяется в государственных учреждениях с 1 января 2009 года прозрачный механизм формирования систем оплаты труда по отраслевому принципу. Согласно установленному порядку размеры, виды стимулирующих выплат и условия их осуществления определяются при активном участии представителей представительного органа работников и отраслевых профсоюзов. В целях принятия объективного решения по стимулированию работников в каждом учреждении созданы комиссии с участием представителей трудового коллектива.
Кроме того, нормативным правовым актом Астраханской области установлен предельный размер заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.
«Я заставлю работать Инспекцию по труду»
Государственная инспекция труда в Астраханской области проводит постоянную интенсивную работу по выявлению и пресечению нарушений прав работников. По результатам проведенных проверок государственными инспекторами труда за 7 месяцев 2014 года выдано 395 предписаний об устранении нарушений. К виновным лицам, как должностным, так и юридическим, применены меры административного воздействия (672 постановления). Общая сумма взысканных штрафов на текущую дату составляет 11,5 млн. рублей. Выплачена задолженность по заработной плате работникам на общую сумму 15,2 млн. рублей.
За нарушение законодательства об оплате труда дисквалифицированы руководители двух предприятий: генеральный директор ОАО ТФ «Атлант» Пронин И.А., директор МУП г. Астрахани «Зеленхоз» - Батурин Л.Л.
«Доля твердого тарифа будет повышена с 50% до 80%»
В настоящее время постоянная (гарантированная) часть заработной платы у работников бюджетной сферы составляет порядка 70%. При этом, необходимо отметить, что принцип мотивации работника к качественному труду требует наличия в заработной плате определённой стимулирующей части. Без неё будет невозможно создать у работников финансовую мотивацию к качественному исполнению своих обязанностей.
Согласованные позиции сторон (профсоюзов, работодателей, органов власти) по этому вопросу, в том числе обязательства по увеличению постоянной (гарантированной) части оплаты труда, а также условия индексации заработной платы работников отражены в новом трёхстороннем региональном соглашении на 2014-2016 годы.
Страница 6, «Фантастическая статистика».
«Из общего объема производства овощей, бахчевых и картофеля, железной дорогой вывозят 40 тыс. тонн и 200 тыс. тонн автотранспортом, 40 тысяч тонн идёт на переработку, где ещё 1 млн. тонн?»
Данные об использовании выращенного урожая овощей, приведённые в программе разительно отличаются от реального положения вещей. Действительно, в нашей области в 2013 году было официально выращено 1 миллион 337 тысяч тонн овощей, бахчевых и картофеля. Объём овощей, направленных на переработку составил 40 тыс. тонн. А вот объём вывезенной из области продукции составил не 200, а 676,6 тысяч тонн! Из них 13,4 тыс. тонн было вывезено железнодорожным транспортом, а 663,2 тыс. тонн автомобильным.
Из оставшихся 620,4 тысячи тонн овощей 135,2 тысяч тонн было заложено на хранение (любой мало-мальски сведущий человек понимает, что сохранив выращенное до зимы, можно получить за эту продукцию более высокую цену), а ещё 485,2 тысяч тонн – реализовано на внутреннем рынке, то есть потреблено самими же жителями области (включая изготовление солений и маринадов на зиму).
Таким образом, никаких «фантастических» или неучтённых миллионов тонн овощной продукции в области нет – вся она нашла своего потребителя, как в пределах области, так и вне её.
Страница 7, «Инвестиции придут туда, где есть честная власть»
«НОВЫЙ ГЕНПЛАН. Принятый не так давно генплан развития Астрахани предусматривает снос станкостроительного завод, жестяно-баночной фабрики, нефтебазы и ещё 50 предприятий. Понятно, что никто не будет вкладывать деньги в такой бизнес. Мы изменим Генплан. Это является важным условием для привлечения инвесторов.»
Прежде всего, необходимо отметить, что разработка и утверждение генплана относится к компетенции муниципального образования, а не региона и странно видеть этот пункт в предвыборной программе претендента на губернаторский пост.
Если же забыть об этом и рассмотреть вопрос по существу, то сразу выяснится, что в соответствии с действующим законодательством, принятие решения по ликвидации и сносу предприятия, возможно только по доброй воле его собственника, либо в случае изъятия земельного участка для целей строительства объектов федерального, регионального, либо местного значения с выплатой компенсации стоимости предприятия. Поэтому принятие генерального плана развития города, нисколько не препятствует привлечению инвестиций в развитие промышленности.
В то же время, само по себе предложение о выносе промышленных территорий, расположенных в жилых микрорайонах, находится полностью в русле действующего санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства. В настоящее время, из 1531 га занятых промышленными территориями, в окружении жилой застройки находятся около 272 га, что ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей города в случае возникновения на предприятиях чрезвычайных ситуаций, а также подвергает людей постоянному воздействию вредных выбросов.
С целью ликвидации этой проблемы генеральным планом предусмотрены дополнительные территории для выноса существующих промышленных предприятий и размещения новых – в Кирикилинском промузле общей площадью около 290 га и в северо-западном промузле Северного Трусовского планировочного района общей площадью около 120 га.
Любые изменения генплана г. Астрахань конечно же не должны ухудшать санитарно-эпидемиологическую обстановку для населения и нарушать действующее градостроительное законодательство. Этим требованиям и отвечает принятый Генеральный план. Конечно, это не отрицает необходимости его совершенствования, но при условии соблюдения названных требований.
«Льготные налоги для производства. В городе и области есть всё для развития сельхозпереработки, стройматериалов, оборудования для ЖКХ, мебельного производства, военных заказов и так далее. Условие – это наличие сырья и рынок сбыта.»
В соответствии с законом Астраханской области «О налоге на имущество организаций» пониженной налоговой ставкой по налогу на имущество организаций вправе воспользоваться организации, осуществляющие производственную деятельность, производство и реализацию сельскохозяйственных продуктов, рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, а так же учреждения, в отношении имущества, относящегося к объектам жилищного фонда.
Кроме того, налоговыми преференциями вправе воспользоваться и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, (основная доля инвестиционных проектов, реализуемых на территории Астраханской области в настоящее время относится к производственной деятельности).
Страница 8, «Деньги на дороги, а не на откаты»
«Если раньше все средства оставались в федеральном бюджете, то теперь они были направлены в регионы»
Источниками формирования дорожного фонда являются акцизы на горюче-смазочные материалы и транспортный налог и другие местные налоги. Эти источники изначально являлись доходами регионального бюджета и в федеральный бюджет никогда не уходили, однако могли быть использованы не только на строительство и ремонт дорог, но и на другие цели. Федеральным законом от 06.04.2011 №68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено понятие «дорожный фонд», и установлено, что источники (включая вышеуказанные) являются целевыми, то есть не могут расходоваться ни на что иное.
В 2012-2013 годах из дорожного фонда области на развитие дорожного хозяйства было выделено 4 884 млн. рублей. Введено в действие и отремонтировано 259 км дорог.
«В 2013 году две трети дорожных работ в г. Астрахани были отданы фирмам без всякого конкурса»
Система распределения заказов однозначно регламентируется законами РФ. До 31 декабря 2013 года это был федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» после 1 января 2014 года – законом о контрактной системе. Все контракты были заключены в рамках вышеуказанных законов с применением конкурсных процедур. Однако не всегда на выполнение работ заявляются два и более претендентов. В этих случаях контракты заключаются с единственным поставщиком – подавшим заявку на участие в конкурсе.
«Поэтому нет ни какого ремонта моста через Болду»
Контакт на проведение капитального ремонта моста в створе ул. Соликамской через р. Кривая Болда в Ленинском районе г. Астрахани» заключен 7 августа 2014 года с ООО «Нижневолгоэлектромонтаж» № закупки 0825300004214000066ООО. Финансирование будет осуществляться за счёт субсидий из дорожного фонда (300 млн. руб. в течение 2015-2017 годов) и средств муниципального бюджета г. Астрахань. Срок завершения контракта 01.12.2016.
«60% муниципальных дорог представляют собой грунтовку и за 25 лет никаких перемен не произошло»
Состояние улично-дорожной сети населенных пунктов действительно во многом не удовлетворяет потребностям населения, высок процент автодорог с грунтовым и щебеночным покрытием. В целях решения этой проблемы ежегодного из дорожного фонда Астраханской области выделяются субсидии в объем объеме 15% от его доходной части на строительство и ремонт местных дорог, ремонт и капитальный ремонт дворовых территорий и проездов к ним, строительство дорог к населенным пунктам ранее не имевших подъездов с твердым покрытием. На 2014 год эта сумма составляет 387,1 млн. руб.
В соответствии с требованиями бюджетного кодекса для решения вышеуказанных задач на местном уровне созданы муниципальные дорожные фонды. Общий их объем с учетом субсидий из областного бюджета составит 996 млн. руб.
«Приобретать современную дорожную технику и развивать современные технологии, включая технологию уплотненного грунта»
Обновление основных фондов дорожной отрасли и освоение новых технологий производится на постоянной основе. В 2013 году в области введено три новых асфальтобетонных завода, приобретено 70 единиц дорожно-эксплуатационной техники, предприятия приобретают современные образцы автогрейдеров, асфальтоукладчиков, машин для ямочного ремонта струйно-инъекционным методом.
В п. Володарском с применением стабилизаторов грунтов (именно это, по-видимому имелось в виду под «технологией уплотненного грунта») идет ремонт улиц Первомайской, Лермонтова, пер. Кутузова протяженностью 2,4 км.
Страница 9, «Чистую воду – в каждый дом»
«В 2014 году объём финансирования по программе «Чистая вода» сокращён с 150 до 107 млн. руб…. в планах на будущий год – сокращение до 35 млн. руб.»
В рамках ФЦП «Чистая вода на 2011-2017 годы» в 2013 году на реализацию мероприятию по обеспечению населения Астраханской области чистой водой было направлено около 470 млн. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 274,1 млн. рублей. Всего же за время реализации программы (2010-2014 годы) было освоено 1 054,1 млн. руб.
В текущем году на реализацию программы выделено в общей сложности 175,3 млн. рублей (а не 150 и тем более не 107 млн. руб., как заявлено). Правительство Астраханской области работает над получением из федерального бюджета дополнительных средств в размере порядка 500 млн. рублей.
В 2013 году в рамках реализации программы на территории Астраханской области было завершено строительство 22-х объектов водоснабжения и канализации:
• водоснабжение в с. Замьяны Енотаевского района Астраханской области;
• разводящие сети водопровода с напорно-регулирующими сооружениями пос. Верхний Баскунчак;
• повысительная насосная станция с двумя резервуарами чистой воды с. Раздор Камызякского района Астраханской области;
• реконструкция очистных сооружений и разводящих сетей водопровода пос. Волго-Каспийский Камызякского района Астраханской области;
• реконструкция очистных сооружений водопровода с. Икряное Икрянинского района Астраханской области (I очередь. «Водоснабжение с. Икряное речной водой»);
• строительство насосной станции и водопроводных сетей в п. Винный Володарского района;
• водопроводные очистные сооружения и разводящие сети с. Маячное;
• реконструкция разводящих сетей водопровода в с. Линейное, с. Туркменка Наримановского района Астраханской области;
• строительство водозаборных сооружений со станцией 1-го подъема, водоочистной станцией 2-го подъема, водовода протяженностью 4 км и водонапорной башней для с. Евпраксино и с. Водяновка Приволжского района Астраханской области;
• водоснабжение с. Килинчи Приволжского района Астраханской области;
• Реконструкция очистных сооружений водопровода в р.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области.
• межпоселковый водовод с. Яндыки – с. Промысловка Лиманского района Астраханской области;
• обводная линия водопровода в южной части г. Харабали и разводящих сетей водопровода во вновь строящихся жилых кварталах в северной части г. Харабали.
Финансирование последних двух из них осуществлялось полностью за счёт регионального бюджета.
В 2014 году заканчиваются работы по строительству следующих объектов:
• строительство разводящих сетей водопровода с. Болхуны Ахтубинского района Астраханской области (2 очередь);
• реконструкция очистных сооружений водопровода р.п. Красные Баррикады Икрянинского района;
• строительство типового модульного блока по очистке сточных (канализационных) вод в р.п. Лиман Астраханской области;
• реконструкция системы водоснабжения с. Кривой Бузан Красноярского района;
• разводящие сети хозяйственно-питьевого водопровода в с. Увары и п. Успех Камызякского района Астраханской области.
Будут продолжены работы по строительству следующих объектов:
• строительство разводящих сетей водопровода в с. Оля Лиманского района Астраханской области;
• строительство разводящих сетей водопровода в с. Батаевка Ахтубинского района;
В текущем году продолжаются работы по строительству следующих объектов в рамках исполнения запланированных мероприятий:
• строительство разводящих сетей водопровода с. Седлистое;
• реконструкция разводящих сетей водопровода в п. Кировский Камызякского района Астраханской области;
• строительство обводного питьевого водопровода в с. Заречное Лиманского района Астраханской области;
• реконструкция разводящих сетей водопровода с. Началово Приволжского района (1 этап);
• Водоснабжение с. Три Протока – п. Поляна – п. Кутумный Приволжского района (II очередь);
• Водоснабжение п. Ассадулаево Приволжского района;
• Реконструкция разводящих сетей водопровода в с. Бирючья Коса Лиманского района;
• Строительство разводящих сетей водопровода с. Зензели Лиманского района Астраханской области;
• Реконструкция магистрального водовода ВОС – Козлово-Марфино Володарского района Астраханской области;
• Строительство водовода с. Егин – Аул – п. Камардан Володарского района Астраханской области.
Если на момент начала реализации программы (в 2010 году) на территории Астраханской области 50% сельского населения пользовалось водой без предварительной очистки и 10% не имели водопровода вовсе и пользовались, привозной водой, то по состоянию на 01.01.2014 года количество населения, охваченного питьевым водоснабжением, составляет 80%, а доля потребления привозной воды снизилась до 0,2%. Конечно мы не можем сразу и полностью решить проблему обеспечения всех населённых пунктов области чистой водой, но для того, чтобы ускорить это решения прилагаются все возможные усилия.
Диаграмма: «На самые проблемные статьи расходов – Программа «Чистая вода», ремонт многоквартирных домов, газификация, ремонт сельских домов культуры – выделяется 1% бюджета области.»
Конечно, направления расходов, указанные в тезисах, являются проблемными и требующими финансирования, но стоит обратить внимание, что все они относятся к полномочиям муниципалитетов и муниципальных бюджетов. Правительство области ежегодно помогает муниципальным властям в решении этих насущных проблем: принимаются программы в рамках которых муниципальным образованиям оказывается финансовая помощь, только в 2014 году на эти цели из областного бюджета предусмотрено выделение порядка 300 млн. рублей, а за период с 2010 года было выделено около 1,2 млрд. руб.
Однако, расходы, отнесенные непосредственно к полномочиям областного бюджета, также являются социально значимыми и требуют значительных финансовых вливаний.
Приоритетными для финансирования являются следующие расходы:
- заработная плата работников бюджетной сферы (с учетом необходимости реализации «майских» указов Президента РФ) – 7,1 млрд. рублей;
- предоставление льгот, пособий, компенсаций и другой социальной помощи социально незащищенным слоям населения – 3,8 млрд. рублей;
- улучшение жилищных условий граждан (переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем детей-сирот, улучшение жилищных условий молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности) – 580 млн. рублей;
- расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, передаваемые ФОМС – 3,1 млрд. рублей;
- развитие дорожной отрасли (дорожный фонд) – 2,6 млрд. рублей;
- оказание финансовой помощи муниципальным образованиям области – 1,9 млрд. рублей.
Указанные расходы составляют 65% от доходной базы бюджета (29,5 млрд. рублей). И это далеко не все приоритеты областного правительства, ведь надо еще и лечить, и учить, и обеспечивать достойное содержание в социальных учреждениях престарелых граждан, инвалидов, детей-сирот и т.д., и развивать экономику области – строить, поддерживать сельское хозяйство, транспортные предприятия, малое предпринимательство и т.д.
Страница 10, «Сделаем ЖКХ конкурентным, а значит качественным»
«В 2013 году на газификацию выделено всего 17 млн. рублей»
Уже почти два десятилетия газификация области остаётся в числе неизменных приоритетов областного правительства. Успешность реализации проекта обусловлена сотрудничеством области с ОАО «Газпром», который за свой счёт осуществляет прокладку магистральных газопроводов, в то время как строительство межпоселковых сетей финансируется из бюджета области.
Объёмы финансирования мероприятий по газификации стабильно высоки. В 2013 году на газификацию области было направлено 1 106,9 млн. рублей, в том числе из бюджета области – 152,9 млн. рублей, средства ОАО «Газпром» – 300 млн. рублей (остальное – внебюджетные источники).
В результате введено в действие 113 км газопроводов-отводов и разводящих сетей, газифицировано 4,4 тыс. квартир, переведено на газовое топливо 6 котельных, газифицировано (впервые) 2 населенных пункта. Уровень газификации жилого фонда вырос за год с 83,1% до 86,9%. В среднем по России этот показатель составляет всего 64,4%.
В 2014 году на реализацию мероприятий по газификации области из бюджета Астраханской области будут выделены средства в объеме 120 млн. рублей, за счет средств ОАО «Газпром» планируется выделить 210 млн. рублей.
На ближайшие годы запланировано строительство магистрального газопровода-отвода «Макат – Северный Кавказ – Хошеутово – Вольное – Харабали», который обеспечит возможность газификации северных районов Астраханской области: Харабалинского и Черноярского, а в перспективе до 2020 года и Ахтубинского района.
Страница 11, «Где взять деньги»
«Кадастровая стоимость, от которой начисляется налог, выглядит несправедливо начисленной»
Государственная кадастровая оценка земель, которая применяется для целей налогообложения и определения размера арендных платежей, производится в соответствии с методиками, определёнными федеральным законодательством. Все результаты кадастровой оценки (включая оценку земли населенных пунктов) проходят независимую экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков и утверждаются только при наличии положительного заключения такой экспертизы.
При оценке земли обязательно учитывается её категория и расположение, поскольку разные категории земель имеют разную ценность для арендатора или собственника и могут быть более или менее востребованными. Земельные участки под объектами ОАО «Гапром» относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения, цена которой заведомо не может быть настолько же высокой, как цена дефицитной и востребованной земли населённых пунктов. Тем не менее, поскольку площади арендуемых земельных участков предприятий газодобывающей отрасли, исчисляются десятками и сотнями гектар (большая часть которых приходится на санитарно-защитную зону), величина уплачиваемых за них налоговых и арендных платежей в итоге оказывается очень велика. Так, земельный налог, уплачиваемый ОАО «Газпром» за находящиеся в его собственности земельные участки в Красноярском районе Астраханской области составляет почти 100 млн. руб. в год.
Страница 15, «Власть – под контроль»
«Но почти всё это было достигнуто за счёт федерального бюджета, который свою помощь фактически прекратил»
На территории области при участии средств бюджета Астраханской области и на условиях частно-государственного партнёрства введены:
- 10 общеобразовательных школ;
- 1 детский сад;
- 8 больниц и 9 амбулаторно-поликлинических учреждений;
- 2 детских дома (г. Астрахань, с. Килинчи Приволжского района); центр социальной адаптации на 100 мест для лиц без определенного места жительства (с. Осыпной Бугор Приволжского района), психоневрологический дом-интернат для престарелых (г. Нариманов, Астраханская область), стационарное отделение для инвалидов Астраханского областного социально-реабилитационного центра "Русь", областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (г. Астрахань), 2 комплексных центра социального обслуживания населения (г. Астрахань), управление министерства социального развития и труда Астраханской области по Кировскому району, социальный центр кризисной реабилитации женщин с отделением «Молодая мама»;
- 2 физкультурно-оздоровительных комплекса, 14 футбольных полей, 47 игровых площадок, 2 стадиона, плавательный бассейн в ЗАТО Знаменск.
Уровень софинансирования строительства за счёт средств областного бюджета по отдельным категориям объектов (например школам) доходит до 60%.