Архитектор Сергей Берёзкин рассказал о планах по сохранению исторического наследия Астрахани

Состояние историко-архитектурного наследия нашего города не лучшее: старая Астрахань склонилась в глубоком реверансе перед людьми, от которых зависит её дальнейшая судьба. Ещё немного, и сползёт на колени. Не хотелось бы наблюдать полный упадок родного города с уникальным архитектурным обликом. 

Астрахань интересна, в том числе, в деталях, составляющих неуловимое обаяние города с богатейшей историей. Архитектор Сергей Берёзкин хоть и не живёт сейчас в родном городе, но пытается обращать внимание на существующие в нём проблемы с историко-культурным наследием, выводя их на федеральный уровень. AST-NEWS.ru встретился с Сергеем во время проводимых им обмеров фасадов старинных домов в центре Астрахани, поговорив о цели и важности этой работы.

Сергей Березкин: Я занимаюсь научными исследованиями архитектурного наследия Астрахани. Собираю историю и сведения о владельцах памятников архитектуры, фиксирую особенности и ценные детали зданий. В профессиональной среде эта трудоемкая работа называется «архитектурные обмеры».

Во многих городах архитекторы давно перешли на лазерное 3D-сканирование или фотограмметрию. До Астрахани эти современные и дорогостоящие методы ещё не добрались, а время и люди не щадят подлинные следы истории, поэтому занимаюсь обмерами вручную, с помощью рулетки и дальномера.

IMG_1260.JPG

Измеряя основные габариты, обломы межэтажных тяг и профили декоративных элементов, вычерчиваю фасады для последующих предложений по реставрации и аналитической работы. Нужно понимать, что натурные изыскания такого рода – весьма необычное явление для горожан. Особенно в рядовой жилой застройке исторического центра, где многие памятники – а уж тем более исторические здания без охранного статуса – никогда не становились объектами внимания архитекторов-реставраторов. Конечно, собственники сразу интересуются, для чего это нужно, а потом даже могут рассказать несколько интересных историй о доме и его жителях.

После уведомления службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, в ноябре я начал обмерные работы фасадов ряда памятников первой половины XIX века. Работа не прекращается, поэтому буду рад пообщаться с собственниками, узнать текущие проблемы и семейные воспоминания. Также меня интересуют дома в квартальной застройке бывшей Атаманской станицы в районе Трусовского рынка. Подготовка фундаментального исследования в самом  разгаре, так что ваш дом может войти в историю российского архитектурного наследия. Со мной можно связаться посредством электронной почты моего проекта «Астраханские кварталы» [email protected].

IMG_8258.JPG

IMG_8256.JPG

– Возведённый в 30-е годы прошлого года дом на пересечении улиц Советской и Михаила Аладьина, известный в народе как «дом со стекляшками», долгое время был расписан безобразными граффити. Недавно группа энтузиастов отмыла его. В дальнейшем волонтёры хотят установить утраченную на здании плитку, двери и балконы, демонтированные много лет назад из-за аварийности.

Насколько перспективна инициатива граждан привести в порядок конкретный дом и какое содействие, как специалист по советской архитектуре, вы оказываете по данному объекту?

– Минувшим летом мы часто обсуждали с краеведом Сергеем Львовым его инициативу по спасению пяти объектов, продумывали рабочие процессы по воссозданию скульптуры китайца с зонтиком на арке усадьбы купцов Козловых, проведение ремонтно-реставрационных работ на балконном ограждении доходного дома Захарова. В августе поступило предложение обратиться в фонд «Внимание». В итоге я подал заявку на реставрацию исторической двери и восстановление балконов дома городского коммунального отдела на улице Советская, 25.

Аварийное состояние этого дома уже много лет беспокоит горожан, а осыпающиеся фрагменты балконов со стороны улицы Михаила Аладьина угрожают жизни и здоровью прохожих. В прошлом году была опубликована статья Светланы Рубцовой «Первый многоэтажный», где впервые выявлена реальная история создания этого дома и имя автора проекта. Им оказался инженер Колодин а не Черняев, как указано в государственном реестре объектов культурного наследия. В это же время активисты начали проводить профилактические работы по очистке фасадной плитки. Битое стекло в составе бетонной плитки роднит это жилое здание с фасадом «дома с бутылками». И это неудивительно, ведь инженер-архитектор Николай Миловидов принимал участие во всех крупных проектах по жилищному строительству в городе. 

Мы создали инициативную группу вместе с жителями дома, что сдвинуло решение задач по его ремонту с мертвой точки. Будет хорошо, если к нам присоединятся архитектурно-проектные организации с лицензией от Минкульта, опытные инженеры и сметчики.

– Расскажите о сотрудничестве с астраханским сообществом краеведов, идейным вдохновителем которого долгие годы был безвременно ушедший Сергей Германович Львов. Как сейчас проходит работа по сохранению архитектурного наследия Астрахани внутри этого общественного объединения.

– До сих пор не могу поверить, что Сергея Германовича больше нет с нами. Перечитываю наши планы по спасению историко-архитектурного наследия Астрахани, смотрю его просветительские выступления на телевидении. Столько жизнеутверждающего позитива, эрудиции и удачных поэтических строк. Большая потеря для нашего краеведческого сообщества… Но после первого шока сразу вспомнил последнее наставление Елены Гусаровой –«Работаем, братья».

Очень важно добиться реализации пяти предложений Сергея Германовича, поддержанных губернатором Игорем Юрьевичем Бабушкиным на заседании градостроительного совета. А также стоит продолжать популяризацию культурного наследия нашей «Волжской Венеции». Также необходимо продолжить работу по консервации и восстановлению здания войскового правления на Казачьем бугре. Столько сил было приложено для начала работы. Не забудем труды нашего замечательного краеведа и найдем в себе силы объединить усилия и продолжить его дело.

– В будущем году будет отмечаться 145-летие со дня рождения выдающегося архитектора Николая Миловидова, изучением наследия которого вы занимаетесь. Планируете ли осветить это событие, чтобы большее число астраханцев узнали это имя?

–Изучение наследия и биографии Николая Николаевича – важная часть моей жизни. Продолжаю собирать сведения, связанные с его профессиональной деятельностью, а также пытаюсь найти достоверную информацию о зданиях, построенных по его проектам. В честь юбилейной даты я подготовил заметку для календаря памятных дат «Астраханский край: События и даты» на 2022 год. Благодарю сотрудников научной библиотеки за помощь, поддержку и возможность публикации. Радует, что продолжается оцифровка краеведческой коллекции, что очень помогает мне при удаленной работе.

Точно могу сказать, что буду готовить научные публикации про архитектурные произведения Миловидова и отдельные периоды его профессиональной деятельности. Если у кого-то появится возможность создать небольшой фильм о нашем замечательном зодчем, то жду предложений о сотрудничестве в этом направлении.

Также продолжаю искать родственников Николая Николаевича. Изучая здания ансамбля для рабочих судоверфи имени Кирова, выяснил, что несколько лет назад в Астрахань приезжал правнук архитектора, проживающий в Санкт-Петербурге. По словам местных жителей, он узнал, что здания скоро будут сносить, поэтому поспешил зафиксировать работу своего выдающегося предка. Это настоящее открытие для астраханцев. Но зная трагическую судьбу семьи, вполне понятно, почему дети и внуки Людмилы Миловидовой не выходили на связь с астраханскими исследователями.

– Разделяете ли вы пессимизм большинства астраханцев, что наш город – депрессивный, и лучше здесь не будет?

–Нет сил и времени на негатив. У меня очень много задач и планов по изучению архитектурного наследия. Если появляется время и возможность, я с радостью провожу лекции и помогаю жителям. Критики очень много, но для решения накопившихся проблем нужна политическая воля и запрос на профессиональное мастерство. Уверен, что финансирование найдётся, но запроса на специалистов не вижу. Если нужна будет помощь в комплексном исследовании для обоснования проектных решений в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также подготовка документации к проектам реставрации, готов принять участие.

К сожалению, в этом году многие активисты в сфере сохранения и популяризации культурного наследия писали об эмоциональном выгорании и сложностях в реализации своих проектов. Поэтому хочется, чтобы общественная деятельность приносила больше позитива и вдохновения. А еще лучше, чтобы была команда единомышленников, с которыми можно разделить радость новых открытий и добиваться реализации идей.

Екатерина Некрасова