Как группа «Vespero» меняет музыкальное пространство Астрахани

Музыкальная жизнь в нашем городе всегда протекала активно и ярко. В Астрахани зарождалась, развивалась и популяризировалась музыка самых разных стилей и направлений. В наше время славные музыкальные традиции продолжаются в творчестве наших талантливых земляков. Группа «Vespero» известна далеко за пределами нашего региона: коллектив играет интересную и сложносочинённую музыку. AST-NEWS.ru узнал у музыканта уникального коллектива Аркадия Федотова, как им удаётся сохранять самобытность и продвигать творчество.

– Расскажите о своей концертной и гастрольной деятельности.

– Раз в полгода мы стараемся делать небольшие туры. До пандемии всё шло стабильно: мы выбирали либо освоение новых территорий, откуда поступали предложения, либо традиционные выступления в Москве или Питере. Называть это гастрольными турами немного смешно, ведь мы не профессиональные музыканты и никогда не претендовали на эту роль. Мы играем себе в удовольствие. Два раза в год, несмотря ни на что, стараемся выезжать за пределы Астрахани. Самый простой вариант – помощь наших друзей в обеих столицах. В Питере мы бываем реже, там немного сложнее организовать концерт. Наверное, это обусловлено менталитетом. В Москве всё проще. Наши дела в этом плане пошли хорошо с 2009 года, когда мы попали на фестиваль «Пустые холмы». Нас пригласили туда, мы выступили и понравились людям. После чего нас стали звать на мероприятия, проводимые командой «Пустых холмов» – крупнейшего в России фестиваля некоммерческой музыки и искусства. Это не фестиваль типичного русского рока, где пиво льётся рекой и царит атмосфера хаоса. Его устроители – прекрасные люди, имеющие собственные идеалы, я бы их назвал пост-хиппи. Они с помощью друзей, готовых вкладывать средства в мероприятия, из года в год проводят абсолютно удивительные вещи.

В этом году мы выступали в Питере на Solar Systo Togathering 2021 на побережье Финского залива в естественных декорациях живописной природы. На трёх сценах выступали музыканты, послушать которых приехали пять-шесть тысяч человек. Так же фестиваль проходит на пожертвования зрителей. Помимо сцен для выступлений там обычно действуют несколько танцевальных площадок, пространства для занятия йогой, кафетерии и другая инфраструктура приятного времяпрепровождения.

«Пустые холмы» завершили своё существование в 2011 году из-за своей популярности среди неформалов, желающих провести досуг альтернативным способом: к ним приехали более 50 тысяч человек. Тогда они поняли, что превращаются в фестиваль «Крылья» со всеми ему сопутствующими нежелательными аспектами и присутствием неадекватов. Теперь организаторы «Пустых холмов» делают не такие многолюдные фестивали, оповещая участников пабликов о проведении тех или иных мероприятий, посвященных различным темам. Организаторы разбились на небольшие конгломераты и делают в разных городах свои фестивали.

В этом году я смог съездить на фестиваль дважды. Один из них был посвящён анимации «Бессонница», где на большом пространстве собралось семь тысяч человек, которые смотрели на нескольких площадках мультфильмы современных авторов. В этот раз там появилась музыкальная сцена, на которой мы выступали.

Устроители подобных мероприятий хорошо сотрудничают с нами и искренне помогают. Находясь в Астрахани, поездки в другие города проводить сложно: нужно знать алгоритм действий, чтобы сделать качественный концерт, окупающий нашу поездку. С помощью друзей в Москве или Питере организация концертов происходит в несколько раз проще.

Мы только что выступили в Москве в Культурном Центре ДОМ, одной из важных российских музыкальных площадок – там проходят самые странные и необычные концерты за последние тридцать лет, звучит музыка, которая не собирает стадионы и не освещается СМИ. При этом это обширная тусовка, живущая внутри своего культурного пространства. Именно в этом месте мы презентовали наш новый альбом «Songo». Накануне он был представлен в Астрахани на сцене Дома актёра и в Санкт-Петербургском клубе «The Place».

4qD9hfpKLE4.jpg

– Возможно ли подобное фестивальное движение в Астрахани?

– В прошлом году наши московские друзья предложили найти в Астрахани оборудованное для таких мероприятий место, обещали обеспечить ему культурное наполнение, приглашая сюда музыкантов, согласных выступать за небольшой гонорар. Это должны были быть этнические, фолковые, джазовые, психоделические коллективы. По задумке в Астрахани могло случиться большое событие. Но дело не пошло: я не нашёл в нашем городе такой площадки и заинтересованных в проекте людей. Я не смог донести до потенциально заинтересованных лиц, что мы можем сделать по-настоящему мощную культурную акцию. В следующем году попробуем пробить нашу идею повторно, если пандемия не станет препятствием.

У меня был опыт сотрудничества с государственными учреждениями Астрахани, где я полностью брал все организационные моменты на себя. Это тяжёлая миссия, когда приходится сталкиваться с абсолютнейшим формализмом и отсутствием всяческого содействия. Сложился хороший контакт с руководителями некоторых учреждений культуры, но выступления на их площадках пока невозможны в силу коронавирусных ограничений. В своё время мы участвовали в фестивале «Музыка на траве» и в залах музыкального театра. Мы хорошо сотрудничаем с картинной галереей, неоднократно выступали на их площадках. Наша любимая всем сердцем площадка – Дом Актёра: мы играем концерты на ней шестнадцать лет.

Y2SeD59t5tg.jpg

– Как в группе распределяются обязанности? Где записываете альбомы?

– У нас каждый занят своим делом. Наш гитарист Александр Кузовлев занимается сведением звука. Это серьёзная и кропотливая работа, мы стараемся всё сделать идеально. Наш клавишник Алексей Клабуков отвечает за технические аспекты. В Астрахани большая проблема найти подходящую студию, где можно, например, записать в хорошем качестве барабанную установку. Или где возможно записать инструменты не так как принято сейчас, а как нужно нам.

Мы изначально были поставлены в условия, где приходилось всё делать «на коленке». Так, за семнадцать лет мы обучались всем премудростям самостоятельно.

В группе всё строится на взаимном интересе. Мы не боимся изучать новые для себя музыкальные течения. Например, я интересуюсь электронной музыкой последней четверти XX века и проталкиваю свои идеи. Скрипка Виталия – он увлечён этнической и джазовой музыкой – имеет характерные его музыкальным пристрастиям оттенки. Наш барабанщик Иван Федотов – настоящий полиглот в своей сфере. Он привносит свои идеи в группу. Александр обладает отменным вкусом к музыке и старается привести все идеи в одно целое. Когда всё это переплетается, нам нужно чётко понимать, как мы звучим, и как это будет выглядеть на записи.

В нашем городе мы не нашли подходящей для себя студии звукозаписи, соответствующей всем нашим требованиям. Поэтому мы пишемся в разных местах. Одно их них находится даже не в Астрахани, а в области. Всё это сложная, но интересная история.

Наша музыка достаточно странная в контексте записи и инструментовки, не совсем привычная для звукорежиссёров, работающих не только у нас, но и даже в Москве. Мы это чётко понимаем, поэтому у нас один путь – учиться всему самим.

После записи и сведения музыки, мы передаём свои работы представителям немецкого лейбла, с кем мы сотрудничаем последние четыре года. Там с нами работает опытный человек, прогоняя наши треки через специальную аппаратуру, делая мастеринг, придавая им правильное винтажное звучание.

– Сколько у вас альбомов? Где их можно приобрести?

– «Songo» – наш одиннадцатый альбом и седьмой на виниле. Мы любим изменять композиции в разные периоды времени, и на концертах играем их по-разному, поэтому выпускаем на компакт-дисках такие сборники и альтернативные версии. Если считать с ними, то это 25 альбомов.

Слушайте SongoVespero на Яндекс.Музыке

Кроме того, «Vespero» участвовал в нескольких английских сборниках, где мы по просьбе их создателя, наряду с другими андеграундными группами исполняли кавер-версии определённой тематики – kraut-rock, psychedelic. Для нас это большая радость.

Вся наша музыкальная продукция представлена на платформе Bandcamp. Там можно слушать и покупать наши альбомы на любых носителях. У нас также есть свой YouTube-канал, где мы стареемся после каждого концерта выставлять свежие записи. Там же можно увидеть наш новый клип, снятый на одну из композиций к новому альбому.

a8hpQy6Tp6A.jpg

– С кем из творческих астраханцев сотрудничает «Vespero»?

– Было много всевозможных контактов с астраханцами. В 2005 году вместе с нами пару месяцев пела Корнелия Манго, до тех пор, пока не переехала в Москву. Сейчас сотрудничаем с саксофонистом Павлом Алексеевым, который работает в Москве, иногда играя с Игорем Бутманом. Все выступавшие с нами вокалисты уехали из Астрахани. Четыре года с нами записывался замечательный виолончелист Владимир Белов из Санкт-Петербурга, в 2014 году с ним произошла трагедия – он утонул.

Мы пересекаемся в работе не только с астраханцами. На нашем недавнем концерте в Доме актёра мы играли с мультиинструменталистом из Волжского Алексеем Есиным. Сейчас взаимодействуем с удивительной этнической вокалисткой из Москвы Соней Власовой.

Вообще, мы открыты всем интересным музыкантам, с которыми у нас может появиться контакт, позволяющий нам развиваться в различных направлениях. Подбираем под каждого музыканта, играющего с нами, присущий ему колорит, сохраняя при этом собственное лицо. Коллаборации важны, они не дают нам тормозить на одном месте. Раз в год «Vespero» пытается менять своё направление, хотя бы чуть-чуть. Мы пережили несколько музыкальных периодов: в начале нас окрестили space-rock-ом, в 2012 пытались играть kraut-rock, в 2014 мы изучали этнический авант-прог, в 2016-2017 были под влиянием afro-beat, сейчас стараемся делать мультикультурную этно-психоделию.

Одно время играли с испанским музыкантом Анхелем Онтальва, который также привнёс в нашу музыку своё уникальное видение. В звучание группы тогда появилась некая джазовая мелодичность и некоторая сентиментальность. Это очень важно – находить определённый стержень, вокруг которого можно строить собственный музыкальный замок. Мы привыкли дрейфовать от одного стиля к другому, но мы всегда сохраняем свой звук. Сейчас, когда выпустили альбом и отыграли концерты, находимся в системе обнуления.

– В каком направлении «Vespero» двинется дальше?

– Для нас пока это неизвестный момент. У нас конечно есть новый материал, но он ещё не оброс до конца элементами, присущими потенциальной следующей концепции. Например, концепция «Songo» базируется на картинах Марата Джамалетдинова, который создал для него обложку. Он художественно воплотил идею о девушке с закрытыми глазами со снами в волосах.

Для нас мало делать просто музыку. Её должен сопровождать готовый визуальный и эмоциональный контент. Мы хотим, чтобы человек, взявший в руки нашу пластинку, изучил зашифрованные в ней образы и, послушав, получил новые эмоции и переживания, а может просто решит приплыть на середину реки на плоту и встретить с нашей музыкой закат.

Нам важно создавать материал, не основанный на клише, а вдохновляющий слушателя на изучение и новые открытия. Мы не делаем музыку, служащую фоном, например, чтобы пить кофе. Однозначно у нас есть множество недоработок и многое нужно довести до ума. Мы ставим перед собой пусть и сложные, но интересные задачи.

– Когда ждать новых выступлений «Vespero» в Астрахани?

– Сейчас трудно что-либо загадывать, но мы надеемся дать концерт в январе. Площадка Дома актёра, несмотря на то, что там для нас потрясающая акустика и атмосфера, становится тесноватой. Хотели бы попробовать сыграть, например, на третьем этаже филармонии, там очень приятное место. Может быть, в театре кукол. Или выйти на одно из пространств театра оперы и балета, где мы выступали какое-то время назад. Но это пока планы.

Для большинства концертных прокатчиков мы не представляем коммерческого интереса, ведь делаем только то, что нам нравится. Моменты компромисса, конечно, существуют, но главное в этом вопросе – соблюсти определённую грань, чтобы нам самим не было потом неприятно. Я понимаю, что если мы упростим нашу музыку, начнём писать песни, то соберём больше людей. Но будет ли это правильно, захотим ли потом приходить на репетиции, будет куда развиваться дальше?

Так что мы ищем таких людей и такие площадки, которым мы интересны такими, какими мы есть. Грамотно продать наш концерт – дело непростое, но интересное, может, кто-то захочет за это взяться.

В Астрахани нет клубов в их нормальном понимании, где есть сцена, на которой стоит ударная установка, комбоусилители и звуковые порталы. Устроить концерт в Москве проще, чем у нас. Туда не надо таскать громоздкую аппаратуру, достаточно прийти со своими инструментами. Там есть штатный звукорежиссёр, который настроит всё как надо.

В Астрахани ни у кого не получалось сделать такой формат. Если что-то подобное открывалось, то на несколько месяцев, не больше. Байкеры пытались так работать в клубах «Берлога Джо», «Свинцовый дирижабль», организованный под эгидой старейшего музыкального магазина в Астрахани «Лестница в небо», но все они закрылись. Зато в Волжском в 2015 году в небольшом помещении долгое время работал клуб, куда с удовольствием заезжали находящиеся в турах группы, играющие качественную, интересную, необычную музыку. И всегда там были слушатели.

Есть много неформальных групп, которые на минивэнах совершают туры по всей стране, но Астрахань они обходят стороной – у нас нет подходящей локации для выступлений. Здесь нет никакой координации в подобных вопросах, отсутствует опыт организации подобных мероприятий. Какой-то замкнутый круг. Надеюсь, что так такие люди когда-либо появятся. Тем более, в нашем городе столько заброшенных зданий, где можно делать не только концерты, но и перфомансы. Со своей стороны, мы всегда открыты для сотрудничества с творческими людьми, умеющими воплощать идеи, родственные нашим.

Интервью: Екатерина Некрасова

Фото: Наталья Лебедева и Владимир Миловидов