В последние зимние дни, ознаменованные Масленичной неделей и снежно-морозной погодой – в нынешнем сезоне явлением нетипичным, в Догадинке открылась выставка «С праздником Весны, или Ничего лишнего».
Атмосфера, воцарившаяся в экспозиционных залах второго этажа галереи, дарит ощущение скорого тепла, перенося посетителей во времена «оттепели».
Соседняя выставка –
«Взгляд в будущее», поддерживает тональность долгожданного пробуждения природы, всякий раз дарящего яркие эмоции и неожиданные открытия.
Новая выставка – третий совместный проект Астраханской картинной галереи и коллекционера Алексея Чувилёва, тесно сотрудничающего с крупнейшим художественным музеем региона. Летом 2022 года в Гравюрном кабинете действовала выставка с участием Алексея Викторовича – «Астрахань в работах художников XX-XXI вв. Живопись и графика из частных коллекций». В прошлогодние зимние праздники Алексей Чувилёв представлял в доме купца Тетюшинова на выставке «Пусть исполняются желания» винтажные новогодние открытки и украшения. Известный астраханский коллекционер оказывал содействие в организации двух персональных выставок одного из ведущих театральных художников России Андрея Климова.
Нынешняя выставка, посвящённая памяти сестры Алексея Чувилёва Евгении, знакомит астраханцев и гостей города с предметами декоративно-прикладного искусства 1960-х годов и эстампами – тиражной печатной графикой, оттисках на бумаге с авторской матрицы.
Каждый образец этой техники является оригиналом.
Цветные эстампы ценились выше чёрно-белых, самый дорогой лист стоил 5 рублей 20 копеек, средняя стоимость составляла полтора рубля.
«Выставка, посвящённая предстоящим весенним праздникам, также отправляет нас в эпоху "оттепели", со всеми её переменами советских времён – освоением космоса, масштабными стройками, достижениями в науке, спорте, образовании, поисками в области литературы и искусства. Эпохе 60-х годов ХХ века характерна эстетика минимализма, связанная с обустройством небольших по габаритам интерьеров квартир панельных домов, пик строительства которых пришёлся на ту пору», – рассказала AST-NEWS.ru куратор выставки, заместитель директора АКГ по научной и экспозиционной работе Марина Емелина.
На выставке представлено свыше 30 листов эстампов из собрания Астраханской картинной галереи.
«Индустрия развивалась под девизом "Эстамп – в каждый дом". Ими с удовольствием украшали не только жилые, но и общественные помещения. Тогда были актуальны пейзажи с изображениями новостроек, портреты ударников труда, жанровые композиции индустриальной тематики. Их можно было встретить, например, в цехах, санаториях, поликлиниках. Эстамп – хоть и тиражное, но всегда авторское произведение искусства, доступное по цене, приятного вида, не перегружающее интерьер. К созданию эстампов подключились художники, занимающиеся иллюстрацией. Мы показываем работы Виктора Дувидова, Иллариона Голицына, Мая Митурича, Александра Ведерникова, Владимира Ветрогонского, Гурия Захарова, Виктора Блинова», – продолжила Марина Владимировна.
На коллекционирование предметов данной эпохи Алексея Чувилёва вдохновила выставка «Оттепель», проходившая в Новой Третьяковке в 2016 году, посвященная эпохе надежд, её быту и искусству.
«Когда я попал на масштабную выставку, то был приятно удивлён, что многие экспонаты, занимавшие там центральные места, знакомы мне с детства – я рос среди них. Там я увидел легендарного жирафа Конаковского завода, фигурку барана производства Гжели и линогравюру Гурия Захарова "На даче", которая впоследствии стали лейтмотивом сегодняшней выставки. С тех пор я стал собирать предметы эпохи 1960-х, восполняя в первую очередь утраченные со временем вещи из моего детства. Углубившись в поиск, понял, насколько это интересный и необычный период в истории советского искусства, названного "хрущёвской оттепелью". В ходе изучения близкой мне темы, я познакомился с ведущими российскими коллекционерами, специализирующимися на этой эпохе», – дал комментарий AST-NEWS.ru Алексей Чувилёв.
На выставке «С праздником Весны, или Ничего лишнего» представлена знаменитая ваза «Кристалл» автора Владимира Семёнова, выпускаемая Ленинградским фарфоровым заводом. В 1958 году этот образец получил гран-при на выставке в Брюсселе. С тех пор в мировой культуре появился термин «брюссельский стиль», которому присущи такие характеристики, как динамизм, геометрическая абстракция, особенные материалы – пластик, алюминий, стекло.
Космическая тематика, популярная в 60-е годы ХХ века, нашла всестороннее отражение в искусстве. Именно тогда сформировался образ советского студента и учёного.
Дух романтических и позитивных времён в выставочных залах создают аутентичные предметы интерьера – мебель, светильники, печатные издания. Каждый желающий сможет переместиться в эпоху «оттепели», вдохновиться новыми открытиями, почувствовать время надежд и расцвета технического прогресса до середины апреля.
На протяжении полутора месяцев в интерьерах выставки будут проходить кураторские экскурсии и встречи с коллекционером Алексеем Чувилёвым.