Астраханская псевдостатистика

Наши читатели в большинстве своём, наверное, крепки памятью и помнят шедевральные 146%, для всех остальных напомню: в прямом эфире по телеканалу «Россия 24» во время выборов в Госдуму в 2011 г. были показаны результаты голосования в Ростовской области. Сумма официальных результатов ЦИК на мониторе ведущей была равна 146,47%.


В общем, с тех пор давно и плотно «146%» стало интернет-мемом, обозначающим выходящие за все рамки приличия действия приближённых к власти статистов, журналистов, аналитиков и прочей подобной братии.


Недавно я имел сомнительное удовольствие прочитать доклад о проведённом статистическом исследовании одного из государственных бюджетных учреждений Астраханской области. Если охарактеризовать сие исследование коротко, то более жалких и бессмысленных текстов я, пожалуй, и не встречал. Если разбираться подробно, то «чуровские» 146%смотрятся детским лепетом по сравнению с астраханскими технологиями.


Итак, по порядку. Исследование проходило сугубо в интернете. Если верить описанию опроса, объектом исследования выступило население Астраханской области, которое участвовало в анкетировании на портале органов государственной власти Астраханской области Астробл.ру. Проще говоря, на муниципальных сайтах районов, округов, поселений, сельсоветов где-нибудь сбоку (снизу, сзади) ставилась маленькая ссылка с просьбой поучаствовать в анкетировании. Далее предполагалось что народ, который посещает сайты госучреждений, перейдёт по ссылке и внесёт свою скромную лепту в общественное исследование. Смею предположить, что люди, посещающие подобные сайты, в большей степени, сами являются чиновниками, работниками бюджетной сферы, связанные напрямую или косвенно с местным руководством, они и представлены сайтом Астробл.


Одной отличительной чертой в результатах опроса стало количество респондентов. К примеру, на всю Астрахань, со всеми её ресурсами коммуникаций, с многотысячными группами в соцсетях, с любящими фуршеты блогерами, с местными СМИ, набралось лишь 458 чел. Примерно столько же в Знаменске, в Приволжском районе – 893,в Икрянинском – 530 и т.д. Всё дело в том, что в самой Астрахани хранилась полная тишина относительно опроса, чтобы неосторожно брошенное слово о проводимом опросе не переросло в пожар ретвитов и репостов, в таком случае вряд ли количества местных чиновников хватило, чтобы разбавить суммарный результат опроса до приемлемого значения. «Большие» же показатели по районам, где местные власти также не анонсировали перед простыми смертными проведение опроса, говорят, скорее всего, о безудержном желании выслужиться перед областным руководством. В общем, меньше знают, крепче спят!


Интересно отметить, что районы, окольцовывающие областной центр: Наримановский, Камызякский, Володарский, Красноярский, как правило, в этом опросе показывают результаты полные оптимизма, счастья, удовлетворённости большого количества респондентов, а районы, находящиеся на периферии, такие как Ахтубинский и Черноярский – не очень солидарны со своими южными коллегами ни по оценкам, ни по количеству участвующих.


Касательно задаваемых вопросов в анкете, вариантов ответов и системе выведения оценки, то прошу вас по-задорновски запастись воздухом в лёгких! Итак, вопрос: удовлетворены ли вы качеством транспортного обслуживания? Варианты ответа: 1) удовлетворён; 2) частично удовлетворён; 3) скорее удовлетворён; 4) не удовлетворён; 5) затрудняюсь ответить. Уровень удовлетворённости рассчитывался по формуле:


Уровень удовлетворённости =

количество положительных ответов

-------------------------------

Число опрошенных респондентов


То есть из пяти вариантов ответа, три варианта вытягивают из респондентов положительную оценку и, несмотря на разную градацию «удовлетворённости», потом суммируются вместе и делятся на количество проголосовавших. Стоит ли объяснять, что тех, кто затруднился ответить, ни к кому почему-то не плюсуют. Представьте себе такие парламентские выборы, где графы партий были бы, к примеру, такие: 1) полностью за «ЕР»; 2) скорее за «ЕР»; 3) хотел бы за других, но за «ЕР»; 4) и т.д.


В сухом остатке итоги таковы: 70% астраханцев удовлетворены транспортным обслуживанием! Качеством дорог довольны 54% местных жителей! Качеством теплоснобжения – 52%, водоснабжения – 55%, электроснабжения – 84%, газоснабжения – 74%. Услугами ЖКХ в Астрахани довольны 76,98%!!!


При такой бесхитростной системе подсчёта, при таком подходе к проведению самого опроса, не трудно предположить, что эти жизнерадостные цифры, поданные уже на стол областному руководству, мягко говоря, не отвечают реальным настроениям населения. Они, мягко говоря, не репрезентативные – в общем, это те же «146%», только по-астрахански!


Кантемиров, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (633)