«Факт и компромат» решил выяснить и выявить основные проблемы образования в южном форпосте России. Выводы неутешительные.
Российская система образования переживает не лучшие времена. Многочисленной критике подвергаются практически любые шаги министерства образования РФ. И вопрос тут не в пресловутом ЕГЭ, критиковать который не брался только ленивый, а в образовании в целом. То есть претензии относятся непосредственно к государству и чиновникам, отвечающим за данную сферу.
Отсюда и возникновение непреодолимых противоречий между всеми заинтересованными сторонами, от разрешения которых чиновники устранились, в надежде, что «как-нибудь само образуется»…
В нашем регионе шесть лет назад была утверждена «Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы “Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 гг.”». В ней предполагалось осуществить переход «на качественно новый этап развития системы образования». Оно было, дескать, продиктовано необходимостью «изменения подходов к образовательным стандартам, включающим требования к условиям обучения, содержанию образования и к результатам образовательной деятельности».
Помимо этого, рассказывается о многочисленных мероприятиях с привлечением молодых учителей, деятельности муниципальных ассоциаций творческих педагогов, о внедрении в начальной школе федеральных государственных образовательных стандартов, финансовой помощи молодым педагогам в размере единовременного пособия в сумме 50 тыс. рублей и т.д. Стандартный рапорт в духе «достижений народного хозяйства».
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
Например, в 2015-2016 учебном году все общеобразовательные учреждения Астраханской области перешли на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для среднего образования.
В связи с этим учитель практически лишен права выбора методик, которые кажутся ему наиболее верными и отвечающими духу времени, так как министерство образования закупило учебники по принятым стандартам и распределило их по школам. В том же случае, когда преподаватель не согласен с материалом из этого учебника, он вынужден либо убеждать родителей приобретать другой, либо всё-таки работать по принятым методическим материалам, литература по которым поступила в школьную библиотеку.
Но в этом случае некоторая часть родителей вступает в конфликт с учителями в связи с тем, что государство взяло на себя обязательство обеспечения учащихся школьными учебниками. И вот тут у наших земляков возникает закономерный вопрос, на каком основании они обязаны приобретать за свои средства то, что школа обязана предоставить сама?
Приблизительно в том же ключе возникают противоречия по поводу охраны школ. Особой остроты данной теме придает тот факт, что дети проводят на занятиях минимум пять-шесть часов, не считая времени, затрачиваемого на внеклассную работу и посещение кружков.
При этом согласно п. 7 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ», школа несёт ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся». В случае невыполнения данного требования учреждение будет привлечено к наказанию в соответствии с действующим законодательством, вплоть до прекращения деятельности за несоответствие требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.
В данной ситуации руководству школы, лишённой господдержки на данные цели, приходится прибегать к помощи родителей, собирая с них деньги на оплату услуг охранных предприятий. Однако ряд родителей, пользуясь законным правом не оплачивать услуги охраны, отказываются сдавать деньги.
Возникает конфликт, заканчивающийся, как правило, жалобами уверенных в своей правоте родителей в прокуратуру, обвиняя во всех грехах преподавательский состав.
Руководство общеобразовательного учреждения, как это ни банально звучит, вынуждено вновь обращаться к родителям, которые видят в этом акте вымогательство и коррупционную составляющую.
Таковы взаимоотношения двух заинтересованных сторон при слабой финансовой поддержке образования государством.
Корректнее было бы говорить о минимальной зарплате, полагающейся при выработке 18 часов. К тому же это количество часов включает в себя только уроки. Но работа учителя – это не только уроки. Во-первых, педагог, если он ответственно относится к выполнению своих обязанностей, готовится к занятиям, разрабатывает план урока для каждого класса, в котором ему предстоит работать. Дело в том, что каждый класс отличается от другого, например, уровнем подготовки и восприятия учебного материала. Вот и выходит, что одна и та же тема, читаемая в 5 «а» или в 5 «б», требует разного преподнесения. Введение же ФГОС многократно усложнило разработку конспекта урока и на это приходится тратить значительную часть времени. Помимо этого, педагогу необходимо создавать рабочие программы, а также вести внеурочную работу (например, подготовка к олимпиадам, конкурсам, классное руководство и т.д.).
Увы, но данная нагрузка не попадает в тарифную сетку. Вот и выходит, что для получения максимальной суммы зарплаты педагог вынужден давать 12 уроков в день, что, в принципе, негативно отражается на качестве преподавания.
При такой нагрузке эффективность работы, а, следовательно, и результат – невозможны. Косвенно это подтверждается размещёнными недавно в интернете признаниями доцента журфака МГУ: из 229 студентов первого курса лишь пятая часть сделали в проверочном диктанте меньше восьми ошибок на текст. Остальная масса (куда входили и пятнадцать человек со стобалльным результатом по ЕГЭ) совершили в среднем 24 ошибки. Изначально, данные студенты рассматривались, как наиболее образованные, получившие в среднем 83 балла на ЕГЭ по русскому.
Выводы делать вам, поскольку это происходило в одном из лучших ВУЗов России. Любопытно было бы получить статистику по астраханским высшим учебным заведениям.
При этом нельзя забывать про отношение части учеников, воспринимающих бесплатное образование, как нечто сродни отбыванию каторги. Вследствие этого, они позволяют себе высказывать нелицеприятные замечания, порой с применением обсценной лексики. Красноречивым свидетельством такого рода поведения являются ролики, снятые самими же учениками, и выложенные на Youtube.
И публикации в журналах, и участие в профессиональных конкурсах, конференциях осуществляются на платной основе, то есть на весь это «перформанс» педагог вынужден выкладывать средства из своего кошелька. Вот такой замкнутый круг.
При этом не стоит забывать о нагрузке на непосредственном месте работы, при 8-12 уроках в день.
Из всего вышесказанного следует, что кризис общего образования в России далек от своего разрешения. Конфликты родителей и педагогов, отношение к учителям, как к бесправным существам, низкий уровень финансирования постреформенной школы оставляют мало времени на сосредоточение непосредственно на методиках образования.
Педагоги должны заниматься образовательным, воспитательным процессом подрастающего поколения. Все остальные вопросы должны быть урегулированы непосредственно чиновниками министерства образования федерального и регионального уровня. Перекладывание сферы ответственности со своих плеч на плечи педагогов и родителей заведут отечественную школу в тупик.
В.А.М. , астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 29 (688)
AST-NEWS.ru
Российская система образования переживает не лучшие времена. Многочисленной критике подвергаются практически любые шаги министерства образования РФ. И вопрос тут не в пресловутом ЕГЭ, критиковать который не брался только ленивый, а в образовании в целом. То есть претензии относятся непосредственно к государству и чиновникам, отвечающим за данную сферу.
Эта критика заслужена, поскольку заявленные цели реформ, которых хотели достичь «эффективные» менеджеры от педагогики, полностью не совпадают с полученными результатами. К тому же механизмы реализации этих целей, как это принято в современной России, перекладываются на плечи преподавательского состава и непосредственно родителей.На бумаге всё гладко
Отсюда и возникновение непреодолимых противоречий между всеми заинтересованными сторонами, от разрешения которых чиновники устранились, в надежде, что «как-нибудь само образуется»…
В нашем регионе шесть лет назад была утверждена «Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы “Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 гг.”». В ней предполагалось осуществить переход «на качественно новый этап развития системы образования». Оно было, дескать, продиктовано необходимостью «изменения подходов к образовательным стандартам, включающим требования к условиям обучения, содержанию образования и к результатам образовательной деятельности».
Частично отчёт о проделанной работе в регионе был представлен в сводном докладе президенту Российской Федерации «О результатах реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2014 г.» в параграфе «Совершенствование учительского корпуса». Согласно проанализированным данным, поставленным перед профильным ведомством в позапрошлом году, Астраханская область комплексно решала вопрос подготовки молодых кадров. Чего стоит упоминание «Школы молодого педагога» на базе астраханского института повышения квалификации и переподготовки, переименованного ныне в институт развития образования, начавшей свою деятельность ещё в сентябре 2009 г., с отсылкой на сайт, который, к сожалению, не является действующим.Всё хорошо, прекрасная маркиза?
Помимо этого, рассказывается о многочисленных мероприятиях с привлечением молодых учителей, деятельности муниципальных ассоциаций творческих педагогов, о внедрении в начальной школе федеральных государственных образовательных стандартов, финансовой помощи молодым педагогам в размере единовременного пособия в сумме 50 тыс. рублей и т.д. Стандартный рапорт в духе «достижений народного хозяйства».
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
Любая законодательная инициатива должна быть подкреплена финансовыми средствами, без которых реформирование, даже самое прогрессивное, останется пустым звуком.Шаг влево, шаг вправо…
Например, в 2015-2016 учебном году все общеобразовательные учреждения Астраханской области перешли на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для среднего образования.
В связи с этим учитель практически лишен права выбора методик, которые кажутся ему наиболее верными и отвечающими духу времени, так как министерство образования закупило учебники по принятым стандартам и распределило их по школам. В том же случае, когда преподаватель не согласен с материалом из этого учебника, он вынужден либо убеждать родителей приобретать другой, либо всё-таки работать по принятым методическим материалам, литература по которым поступила в школьную библиотеку.
Но в этом случае некоторая часть родителей вступает в конфликт с учителями в связи с тем, что государство взяло на себя обязательство обеспечения учащихся школьными учебниками. И вот тут у наших земляков возникает закономерный вопрос, на каком основании они обязаны приобретать за свои средства то, что школа обязана предоставить сама?
Естественно, родители подают жалобы в соответствующие инстанции, обвиняя педагогов в нарушении их прав и даже коррупции. Для нашего региона такого рода противостояния весьма характерны, особенно в общеобразовательных учреждениях, не относящихся к «элитным».Почему идут поборы
Приблизительно в том же ключе возникают противоречия по поводу охраны школ. Особой остроты данной теме придает тот факт, что дети проводят на занятиях минимум пять-шесть часов, не считая времени, затрачиваемого на внеклассную работу и посещение кружков.
При этом согласно п. 7 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ», школа несёт ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся». В случае невыполнения данного требования учреждение будет привлечено к наказанию в соответствии с действующим законодательством, вплоть до прекращения деятельности за несоответствие требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.
В данной ситуации руководству школы, лишённой господдержки на данные цели, приходится прибегать к помощи родителей, собирая с них деньги на оплату услуг охранных предприятий. Однако ряд родителей, пользуясь законным правом не оплачивать услуги охраны, отказываются сдавать деньги.
Возникает конфликт, заканчивающийся, как правило, жалобами уверенных в своей правоте родителей в прокуратуру, обвиняя во всех грехах преподавательский состав.
Выделяемых средств не хватает даже на половину предполагаемых работ. Учеников, как это бывало в советской школе, к выполнению ремонта привлечь невозможно: эпоха рыночной экономики привнесла значительные изменения в психологию подрастающего поколения. Доходит до смешного, когда учителю, пытавшемуся заставить подопечного вытереть пыль с его же парты, угрожают судебным иском. В случае же попытки привлечения к влажной уборке классов, ученики (особенно «элитных» школ, каковые, к сожалению, есть и в Каспийский столице) начинают рассуждать о престижности, апеллируя к оппонентам, что данный разряд работ находится в сфере деятельности уборщицы…Проблема с ремонтом школьных кабинетов
Руководство общеобразовательного учреждения, как это ни банально звучит, вынуждено вновь обращаться к родителям, которые видят в этом акте вымогательство и коррупционную составляющую.
Таковы взаимоотношения двух заинтересованных сторон при слабой финансовой поддержке образования государством.
По ТВ нам уверенно заявляют о повышении материального благосостояния учителей, не сообщая, что для получения этой суммы педагог должен работать на две-три ставки. Ведь одна ставка подразумевает 18 часов преподавания в неделю, чего недостаточно для тех сумм, о которых сообщают СМИ.Оплата труда или издевательство?
Корректнее было бы говорить о минимальной зарплате, полагающейся при выработке 18 часов. К тому же это количество часов включает в себя только уроки. Но работа учителя – это не только уроки. Во-первых, педагог, если он ответственно относится к выполнению своих обязанностей, готовится к занятиям, разрабатывает план урока для каждого класса, в котором ему предстоит работать. Дело в том, что каждый класс отличается от другого, например, уровнем подготовки и восприятия учебного материала. Вот и выходит, что одна и та же тема, читаемая в 5 «а» или в 5 «б», требует разного преподнесения. Введение же ФГОС многократно усложнило разработку конспекта урока и на это приходится тратить значительную часть времени. Помимо этого, педагогу необходимо создавать рабочие программы, а также вести внеурочную работу (например, подготовка к олимпиадам, конкурсам, классное руководство и т.д.).
Увы, но данная нагрузка не попадает в тарифную сетку. Вот и выходит, что для получения максимальной суммы зарплаты педагог вынужден давать 12 уроков в день, что, в принципе, негативно отражается на качестве преподавания.
При такой нагрузке эффективность работы, а, следовательно, и результат – невозможны. Косвенно это подтверждается размещёнными недавно в интернете признаниями доцента журфака МГУ: из 229 студентов первого курса лишь пятая часть сделали в проверочном диктанте меньше восьми ошибок на текст. Остальная масса (куда входили и пятнадцать человек со стобалльным результатом по ЕГЭ) совершили в среднем 24 ошибки. Изначально, данные студенты рассматривались, как наиболее образованные, получившие в среднем 83 балла на ЕГЭ по русскому.
Выводы делать вам, поскольку это происходило в одном из лучших ВУЗов России. Любопытно было бы получить статистику по астраханским высшим учебным заведениям.
При этом нельзя забывать про отношение части учеников, воспринимающих бесплатное образование, как нечто сродни отбыванию каторги. Вследствие этого, они позволяют себе высказывать нелицеприятные замечания, порой с применением обсценной лексики. Красноречивым свидетельством такого рода поведения являются ролики, снятые самими же учениками, и выложенные на Youtube.
Находясь в жёстких рамках «новой» школы, руководством министерства образования РФ, разработан и ряд условий, влияющих напрямую на зарплату педагогов. К ним относит и получение категорий: чем она выше, тем выше и заработная плата. Однако, для получения высшей категории учителю необходимо выполнять работу, которая отвлекает его от непосредственных обязанностей: принимать участие в работе различных конференций, семинаров... К тому же, большинство этих мероприятий носит формальный характер и проводятся лишь «для галочки». Другим обязательным условием является работа над научными статьями, публикуемыми в специализированных журналах.Что дальше?
И публикации в журналах, и участие в профессиональных конкурсах, конференциях осуществляются на платной основе, то есть на весь это «перформанс» педагог вынужден выкладывать средства из своего кошелька. Вот такой замкнутый круг.
При этом не стоит забывать о нагрузке на непосредственном месте работы, при 8-12 уроках в день.
Из всего вышесказанного следует, что кризис общего образования в России далек от своего разрешения. Конфликты родителей и педагогов, отношение к учителям, как к бесправным существам, низкий уровень финансирования постреформенной школы оставляют мало времени на сосредоточение непосредственно на методиках образования.
Педагоги должны заниматься образовательным, воспитательным процессом подрастающего поколения. Все остальные вопросы должны быть урегулированы непосредственно чиновниками министерства образования федерального и регионального уровня. Перекладывание сферы ответственности со своих плеч на плечи педагогов и родителей заведут отечественную школу в тупик.
В.А.М. , астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 29 (688)