«Астраханские кварталы» Сергея Берёзкина и история нашего города

Общее состояние астраханской архитектуры оставляет желать лучшего. Это касается не только исторической застройки, но и современных зданий. Некоторые из них в плачевном техническом состоянии, эстетический облик других вызывает слёзы. Проблема обострилась настолько, что власти решают дорогостоящие градостроительные гамбиты. Общественность выдвигает свои планы и инициативы по спасению Астрахани.

AST-NEWS.ru встретился с молодым архитектором Сергеем Берёзкиным, который в соцсетях стал активно освещать эту животрепещущую тему и предлагает разумные пути по выводу Астрахани из архитектурного кризиса.

Сергей родился и вырос в Астрахани. Школьником стал заниматься исследованиями по архитектуре. Поступил в Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Сейчас аспирант Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Поговорить с профессионалом, который искренне любит свой родной город, мы решили во время прогулки по историческому центу Астрахани.

Сергей Берёзкин: Мы не случайно оказались на улице Урицкого. На первом курсе моя группа обмеряла фасады зданий по нечетной стороне в створе улиц Никольской и Свердлова. Архитектурные обмеры – отправная точка каждого научного исследования архитектурного памятника для разработки реставрационного проекта. Полученные чертежи фиксирует состояние объекта культурного наследия в конкретный период времени со всеми проблемами и дефектами. В Астрахани делаем обмеры традиционными методами с помощью рулетки и дальномера, хотя в других крупных городах переходят на сканирование фасадов с помощью специального оборудования.

Попробовав первый раз в 2014 году, увлекся этим интересным делом и продолжаю выходить каждое лето на обмеры уже с нынешними студентами АГАСУ. Нужно понимать, что это больше исследовательская и образовательная деятельность. Проекты на реальную реставрацию имеют право делать только организации с лицензией от министерства культуры.

Меня часто спрашивают: «Зачем ты тратишь на это время? Кому оно нужно?». Сразу вспоминаю лекцию доктора архитектура, профессора СПбГАСУ Сергея Владимировича Семенцова о профессоре-энтузиасте из Варшавы, который каждый год выводил студентов на обмеры. В то время его не понимали, а некоторые крутили пальцев у виска. Но когда исторический центр города был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны и эти ценные материалы помогли воссоздать целые кварталы в должных формах и габаритах.

В наше время часто бывает, что здание-памятник «случайно» разрушается или обваливается. Тогда фиксационные чертежи и фотографии разных лет помогают вернуть аутентичный вид фасадов.

Сейчас я живу в Петербурге, но часто приезжаю в Астрахань. Пишу научные статьи об архитектурном наследии родного города, общаюсь с нашими исследователями и краеведами, читаю лекции студентам и стараюсь помочь жителям старого фонда.

Сергей Березкин с детства занимался исследовательской работой по истории Астрахани. Однажды он пришёл в картинную галерею и познакомился с Раисой Алексеевной Захаровой – искусствоведом и одним из ведущих специалистов по истории градостроения и архитектуры.

Сергей Берёзкин: Раиса Алексеевна стала моей наставницей в исследовательской деятельности, она научила меня видеть и правильно анализировать архитектурные объекты, что очень важно в научной работе. С 2011 года изучаю историю и архитектуру района у Казачьего бугра, где провел детство и юность, а в 2013 году первым заявил, что архитектором ансамбля рабочего поселка 1930-х годов при судоверфи имени Кирова был Николай Николаевич Миловидов.

Творческое наследие Николая Николаевича стало особой темой для меня, когда поступил в СПбГАСУ – университет, который до революции назывался Институтом гражданских инженеров. А ведь именно этот институт окончил Николай Миловидов в 1904 году, а потом переехал ради своей жены в Астрахань. В общем, судьба вела меня к тому, чтобы я занялся исследованием творческой биографии выдающегося астраханского архитектора и открывал правду о его жизни.

Сергей Берёзкин активно занимается в Петербурге общественной деятельностью. Вместе с ребятами из проекта «Культурный Патруль» он провёл два фестиваля о наследии «НеФОН» – с лекциями, мастер-классами, дискуссиями и фотовыставкой. Теперь нечто подобное он планирует воплотить в Астрахани.

Сергей Берёзкин: Все мероприятия в Петербурге мы позиционировали как площадку для диалога между представителями органов государственной власти, профессиональным сообществом и градозащитниками. Только на поиске компромиссов и общими усилиями можно решать вопросы по сохранению культурного наследия. В Астрахани поддерживаю связь со всеми, кому важна эта тема, своими коллегами, студентами, во время прогулок и обмерных практик общаюсь с жителями исторических зданий. Хорошо было бы получить и государственную поддержку, чтобы сотрудничать со службой по охране объектов культурного наследия Астраханской области в рамках исследовательской деятельности и популяризации.

Сформировав ряд инициатив, я решил объединить их в общий проект «Астраханские кварталы», который вместе со мной организуют АГАСУ и Центр развития культуры и искусства реставрации «РЕ-СТАРТ» совместно с Союзом реставраторов России. В рамках проекта планируется изучить и зафиксировать текущее состояние объектов культурного наследия и зданий средовой застройки, представить результаты анализа в виде графического материала и статистических данных. Для меня важно показать ценность архитектуры как такой, научить видеть красоту форм и деталей. «Гений места» наших астраханских улочек создает удивительная гармония эстетики и практической пользы каждого элемента здания, поэтому жители должны думать не только об утилитарных функциях.

В городе много памятников архитектуры, но еще больше исторических домов, которые не имеют охранного статуса. Такие здания с юридической стороны никак не ограждены от вольного обращения собственников. Стремительно исчезают уникальные архитектурные детали: двери, оконные рамы с изящным переплетами, наличники, веранды. Наша задача –зафиксировать то, что может быть уничтожено в любой момент. Я могу это всё оформить графически, но физически одному тяжело отснять такое большое количество зданий. Поэтому хочу привлечь для этого волонтёров.

На данном этапе разрабатываю основные положения проекта и методики, по которым предстоит работать, а также составляю список мероприятий на год, так как скоро уезжаю в Петербург, и мне придётся вести проект дистанционно.
Очень многое зависит от собственников объектов исторической застройки. Есть люди, которые по-настоящему ценят и хотят сохранить красоту и уют своих домов, но не знают с чего начать и куда обращаться. В рамках проекта «Астраханские кварталы» я готов проводить консультации, чтобы помочь ответственным жителям решать различные правовые и технические вопросы, с привлечением опытных специалистов.

Но если человек не видит ценности архитектурного объекта, в котором он проживает, то рано или поздно дом снесут – законно или незаконно, это другой вопрос. Бывает так, что у одного здания несколько собственников, при этом вопросы ремонта необходимо решать сообща, а на деле каждый латает только свой кусок, не принимая во внимание общие проблемы по эксплуатации. Ремонтные работы носят разрозненный характер и чаще всего уничтожают красоту исторической архитектуры, ради которой и приезжают туристы.

2.JPG

Во время нашей прогулки с Сергеем мы встречали много безнадёжных, на первый взгляд, строений. Но он, как специалист, давал оптимистичные прогнозы.

3.JPG

4 (10).JPG

Сергей Берёзкин: С этим домом можно ещё поработать. Привести в порядок все конструкции и воссоздать утраченный декор и крышу. В 2014 году был полностью снесён сгоревший дом промышленника Смолянинова на Набережной 1 Мая, 7. А ведь можно было оставить кирпичные стены, со временем восстановить утраченный объем. Самое главное в памятниках архитектуры – подлинность. Новоделы никогда не тронут нашу душу и не напомнят историю прошедших эпох.

Когда в Facebook появился пост о здании Войскового правления на Казачьем бугре (ул. Космонавта Комарова, 29), кто-то написал, что оно давно сгорело и его нельзя отреставрировать. Но давайте вспомним, как из руин возрождали пригородные ансамбли Петергофа, Павловска, Пушкина и Гатчины, разрушенные в Великую Отечественную войну. Эта была вера и титанический труд создателей ленинградской школы реставрации. В нашем обществе очень много диссидентов, настраивающих народ на то, что всё бесполезно. И если захотеть, найдутся финансы, господдержка и другие ресурсы. Сейчас действует огромное количество фондов. Можно искать различные формы софинансирования, объединяться, говорить о важности того или иного архитектурного объекта. Если люди хотят, чтобы их дом снесли, то его снесут. Нельзя никого заставить ценить историю предков.

Будучи архитектором, понимаю, что город не может жить только прошлым, новое строительство необходимо для развития. Но пока качество новых объектов в Астрахани оставляет желать лучшего. Нет единого градостроительного плана, в результате чего панорама на город со стороны Волги изуродована грубыми силуэтами многоэтажных жилых комплексов.
Да и в центре запрос на презентабельность в классических формах удовлетворить не могут: получается вычурный китч с набором непропорциональных колонн и кронштейнов. Иногда стоит использовать европейский опыт, когда новые дома умело вписываются в историческую застройку. При грамотном проектировании внимание концентрируется на истерической архитектуре, а современные объекты становятся нейтральным фоном. Всему этому нужно учиться, привлекать грамотных специалистов, чтобы, создавая новое, максимально сохранить аутентичность места.

5 (8).JPG


Наша задача сделать так, чтобы, сохраняя старые здания, город развивался и строился, но при соблюдении параметров и габаритов исторической застройки. В Санкт-Петербурге контроль над соблюдением этого баланса очень строгий, у нас же он практически отсутствует.

Наш собеседник ведёт активное сотрудничество с АГАСУ, профессиональным сообществом и неравнодушными гражданами. С лицами и учреждениями, непосредственно отвечающими за внешний облик города, Сергей пока не взаимодействовал, но на их поддержку своего проекта он, безусловно, рассчитывает.

Сергей Берёзкин: Сейчас не время вздыхать о том, что уже утрачено, а брать те объекты, что ещё сохранились и активно работать с ними. В проекте «Астраханские кварталы» могут принять участие как представители профессионального сообщества (архитектурные обмеры), так и интересующиеся горожане (фотофиксация). Хочется привлечь к этому как можно больше энтузиастов, потому что, чем когда люди погружены в процесс, то большее число горожан будет видеть ценность историко-архитектурного наследия Астрахани.

Какие, по вашему мнению, памятники архитектуры находятся в наиболее удручающем состоянии?

Сергей Берёзкин: Сразу вспоминаю Демидовское подворье или гостиный двор Лошкарёвых – уникальный объект XVIII века с внутренним двором, выходящий фасадами на улицу Свердлова и на Красную Набережную.

7 (8).JPG

8 (8).JPG

12 (7).JPG

Дом Саркисова – особняк 19 века с обрушенной крышей, расположенный на набережной Кутума.

15 (7).JPG

20 (6).JPG

22 (5).JPG

23 (6).JPG

25 (5).JPG

Самое удручающее впечатление вызывает, конечно, дом Карягина, расположенный напротив администрации губернатора.

33 (2) (1).JPG

Восстанавливать исторический облик города можно с мелочей. Бывает так, что именно одна деталь может придать дому широкую популярность, и появляется возможность собирать средства на реставрацию всего объекта.

В Петербурге волонтеры моют камин и витражи в парадных, счищают надписи со стен. Когда человек участвует в этом созидательном процессе, он больше узнаёт об этом месте, у него появляется чувство сопричастности к чему-то очень важному и даже необходимому. Кто-то по мере возможностей вносит денежные средства, кто-то вкладывает в благое дело свой труд. Так, совместными усилиями люди помогают своему городу становиться лучше.

В Астрахани сохранилось очень много аутентичной столярки: окон, дверей, ставней, других деталей. Многие из них до сих пор функциональны. Именно они привлекают взгляд и вызывают интерес у туристов, которых активно планируют привлекать наша администрация. Всё это необходимо не только сохранить, но и отреставрировать. Можно открывать мастерские, специализирующиеся на ремонте деревянных изделий, давать работу людям, владеющим таким ремеслом. Изготовление новых образцов стоит безумных денег, а ведь можно восстанавливать то, что сохранилось.

Обращаясь к теме городской среды, стоит сказать, что Астрахани проблема отсутствия благоустройства в историческом центре стоит особенно остро. Когда водил экскурсии по городу, то испытывал неловкость перед туристами (особенно иностранцами) за внешний вид общественных пространств и качество пешеходной инфраструктуры (а иногда её отсутствие). Постоянно приходилось отвлекать внимание гостей от подобных вещей, переключаясь на интересные исторические детали, чтобы не позориться.

Проект «Астраханские кварталы» помимо демонстрации работы архитекторов-реставраторов и популяризации исторического наследия Астрахани, должен обострить внимание к исследованиям в этой сфере. В ходе научных изысканий формируются ценностные характеристики, на основе которых повышается статус одного города в сравнении с другими.

Например, мои коллеги из Ростова-на Дону активно занимаются подобной работой и общей статистикой. У них есть список, где чётко прописано, сколько в городе объектов дореволюционного и советского периодов, активно раскручиваются здания эпохи авангарда. Хорошая популяризация повышает спрос на город, что притягивает дополнительные финансовые потоки и развивает экономику.

К сожалению, в Астрахани катастрофически не хватает профессиональных исследователей, специализирующихся на изучении архитектурного наследия, так как нет общей заинтересованности. Но это важная работа, которая выявляет и документально сохраняет подлинную историю и региональные особенности. Мы открываем имена архитекторов и даты постройки зданий, судьбу владельцев и перспективы на будущее использование. «Астраханские кварталы» – это просветительский проект, поэтому я планирую привезти в специалистов из Москвы и Петербурга, чтобы они поделились своим опытом и методиками по сохранению исторического центра и отдельных архитектурных объектов.

Общение с Сергеем настолько увлекательно, поэтому мы договорились продолжить с ним наши прогулки по Астрахани. Темой следующей беседы станет рассказ об уникальных памятниках астраханский архитектуры в стилях: авангард, поздний конструктивизм, советский неоклассицизм, модернизм.

Екатерина Некрасова