Астраханские метаморфозы Шамситдина Мирзоева

Астрахань – город с музыкальной историей и глубокими культурными корнями. У нас живут есть творцы, увлекающие мастерством как искушённую публику, так и людей, только открывающих для себя волшебный мир искусства. AST-NEWS.ru встретился с солистом Астраханской государственной филармонии Шамситдином Мирзоевым в преддверии его концерта «Метаморфозы».

– Где вы начали музыкальную карьеру?

– Я родился в турецком поселении Дагестана в Дербентском районе. У моих предков турецкие корни. В детстве мне приходилось совмещать занятие музыкой с физическим трудом, который сопровождал обыденную сельскую жизнь. Когда у нас открылась музыкальная школа, записался туда. Хотел быть барабанщиком, но не успел попасть в набор. Тогда решил учиться играть на кларнете – первоначально не осознавая процесс, который полностью затянул уже через месяц. Потом окончил Махачкалинское музыкальное училище.
В 2001 году приехал в Астрахань поступать в консерваторию: вот уже двадцать лет, что живу здесь, двенадцать – работаю солистом Астраханской филармонии. Счастлив, что есть возможность делать интересные проекты, играть разную музыку, практически любую, кроме рока. Как это получается – судить не мне, а слушателям, только они могут понять и принять плоды моего творчества.

– Ваше имя известно, к нему часто приставляются эпитеты «любимец публики», «звезда». Каков путь к такой популярности?

– Звездой я себя считать не могу, ведь живу не на небе. Очень приятна благодарность людей, которые с уважением относятся к моему исполнению. Когда учился в консерватории и меня никто не знал, случайно попал в театр «Гранд Арт Мюзикл». Там собирались люди разных творческих профессий, с ними бесплатно занимались актёрским мастерством на высоком уровне. Занятия проходили почти ежедневно по вечерам, мы готовили выпуск спектакля. Когда понял, что не смогу совмещать занятия с учёбой в консерватории, пришлось уйти из театра. Но тот год дал много навыков, пригодившихся в работе. В то время у меня был сильный акцент, который в ходе упражнений удалось откорректировать. Там же завёл много интересных знакомств в разных культурных сферах города. И так постепенно меня стали узнавать и приглашать выступать. Активная творческая жизнь принесла мне, ещё студенту, ощущение того, что я уже состоявшийся артист. Потом, конечно, осознал, что мои тогдашние убеждения были преждевременными. Но востребованность помогла мне развиваться, а в 2010 году стать солистом престижного учреждения культуры.

Придя в филармонию на небольшую зарплату, думал, зачем мне это. Ведь я и без того каждый день играю и зарабатываю хорошие деньги. Но спустя год работы здесь понял, что не ошибся с выбором. В филармонии создаются уникальные проекты в совершенно разных направлениях. По сей день благодарю народную артистку России Наталью Кимовну Тарасову, которая поверила в меня как в музыканта и солиста, пригласив сюда. Считаю её своим ангелом-хранителем, человеком, дающим мне невероятный заряд энергии.

У нас работают профессионалы своего дела. Чтобы попасть в наш коллектив, необходимо пройти через прослушивание высококвалифицированных специалистов. Стать солистом непросто вдвойне – это престижно и очень ответственно. Иногда приходится воевать с самим собой, чтобы выступить достойно на должном уровне.

htmlimage (1).jpg

– В нашем регионе скоро будут вручать звания «Заслуженный артист Астраханской области». Как воспринимаете этот знак отличия?

– Если это звание не будет раздаваться налево и направо, а только людям, сделавшим больший вклад в развитие и популяризацию культуры Астраханской области, то это замечательная инициатива. Важно вручать награды не за участие, а за большой труд. Считаю, что звание заслуженного артиста Астраханской области может стать ступенью к дальнейшим наградам более высокого уровня. Чтобы получить, например, звание «Заслуженный артист России», помимо иных заслуг нужно много гастролировать, что сегодня затруднительно. Важна взаимная заинтересованность концертной организации и принимающей стороны, а также, чтобы артист был ярким и запоминающимся. Недавно это звание в нашем городе получил актёр драмтеатра Павел Ондрин. Не только за свой безусловный талант, но и за добросовестный многолетний труд.

– В вашем исполнительском арсенале три таких разных духовых инструмента – кларнет, дудук и саксофон. Как удаётся справляться с ними в одном концерте?

– Изначально город узнал меня как саксофониста. Дудук появился позднее. Когда пришёл в филармонию, то стал активно его внедрять в программы, привлекая слушателей. Для меня это было хорошей стратегией, чтобы посвящать концерт не только дудуку, а начинать с классики, только потом переходя в этно-джаз. Через подобное разнообразие у зрителей прививается вкус к разной музыке.

DSC_7229.JPG

– Расскажите о вашем предстоящем концерте «Метаморфозы», запланированном на 30 октября.

– Первоначально мы хотели представить рапсодию для кларнета и оркестра Клода Дебюсси, но из-за нехватки музыкальных голосов в камерном оркестре решили пока не исполнять это произведение. В предстоящем концерте буду играть на кларнете вместе с камерным оркестром под руководством Леонида Бутакова «Тарантеллу» Сен-Санса, «Еврейскую увертюру» Прокофьева, произведения итальянского композитора Молинелли. Прозвучит фантазия для дудука и камерного оркестра композитора Арама Сатяна «1915», посвящённая геноциду армян. В этот вечер мы готовим нашим зрителям несколько приятных музыкальных сюрпризов.

Во втором отделении будет мой дуэт с гитаристом Евгением Хачировым, выступление с камерным хором филармонии под руководством Татьяны Рекичинской и ансамблем Михаила Гейфмана. Хочется надеяться, что намеченный концерт состоится и станет для зрителей таким же удовольствием, каким является для меня подготовка к нему. Публику ждёт почти два часа самой разнообразной музыки. Вести концерт будет одна из корифеев нашей филармонии – заслуженная артистка России Надежда Александровна Дорофеева. Это она придумала название «Метаморфозы», что означает перевоплощение, переход одного состояния в другое, которые я и продемонстрирую.

– Вы сотрудничайте с благотворительным фондом «Возрождение Астраханского органа», которым руководит Наталья Фомичёва. Когда с ближайшее время вновь будете вместе выступать?

– С Натальей Борисовной мы выступаем не только в нашем городе, в Римско-католической церкви, но и бываем на гастролях в Волгограде. Сейчас из-за пандемии панировать что-то сложно. Но очень надеюсь, что 21 и 28 ноября мы представим астраханцам новую программу «Дудук, орган, саксофон». 

– Недавно вы гастролировали в Москве. Не переманивают ли в вас в столицу, куда сегодня уезжают многие астраханцы?

– Пока не переманивают. Но, как бы ни сложились обстоятельства, надеюсь, что всегда буду иметь возможность выступать в Астрахани. Стараюсь часто выезжать, играть в других городах, ведь для артиста очень важно выступать в разных площадках.

Где бы я ни был в России или за границей – в Норвегии, Франции, Германии, других местах, везде себя чувствую комфортно. У меня стёрта грань того, что я не дома. Со всеми людьми можно хорошо общаться и договариваться, даже на моём не самом лучшем английском. Ощущаю себя везде, как дома в Дагестане. Могу назвать себя человеком мира. У меня очень много друзей по всему свету. Господь всех нас создал одинаковыми. Различие культур и менталитетов, конечно, сказываются, но не настолько, чтобы не найти общий язык.

ZHL_5745.JPG

– За двадцать лет вы стали астраханцем?

– Сложно сказать. Я вырос в райских местах по своей природе и экологии. Здесь совершенно другие природные условия и ландшафт. При этом Астрахань имеет своеобразную энергетику – она засасывает, как яма. Иногда перед отъездом отсюда со мной происходили непонятные вещи, которые я не осознавал раньше. Потом понял – город просто не хочет отпускать. Прилетая в другой город, это ощущение притяжения уходит.

Очень люблю нашу дельту, где часто бываю, выступая на базах отдыха. Там невероятно вкусный степной запах полыни, который буквально переворачивает меня изнутри.

…Каждое выступление Шамситдина – настоящий праздник для слушателей. Исполняемая им музыка воздействует медитативным образом, погружая в лучшие уголки собственной души, расширяя границы познания тонких граней искусства. Замечательно, что культурная жизнь Астрахани не замирает, несмотря на все внешние трудности и внутренние противоречия.

Екатерина Некрасова

Фотографии Ольги Жолобовой