22 и 23 сентября Астраханский драматический театр откроет новый сезон премьерой спектакля «Чайка» Антон Павловича Чехова в постановке художественного руководителя коллектива, заслуженного артиста России Александра Огарёва.
За неделю до события театр перешёл на особый режим работы, характерный для предпремьерной поры. В минувший уикенд спектакли шли только на малой сцене, ведь на основной площадке ведётся подготовка к долгожданному для культурного сообщества Астрахани событию. AST-NEWS.ru побывал на репетициях финала первого акта культовой чеховской пьесы, которая более ста лет ставится в театрах по всему миру, задав Александру Огарёву несколько вопросов.
– Почему ваш выбор пал именно на «Чайку»?
Александр Огарёв: Чехова люблю давно. Ставил его «Три сестры» и «Вишнёвый сад». О «Чайке», которую обожаю, думал долго. В ней есть все темы, волнующие меня, они актуальны сегодня, требуют страсти и удовольствия, чтобы погружаться в них. Поэтому «Чайка» для меня давно желанный материал, для которого пришло время.
– Как определите стилистику спектакля?
Александр Огарёв: Как у меня часто бывает, это путешествие по жанрам и стилям. Тут есть фрагменты соответствующие классическому прочтению. Вы попали на финал первого акта, который единственный раз внезапно вырывается в современную культуру. В спектакле много психологических моментов и отрывков, соответствующих давним и привычным традициям, связанных с «Чайкой». Происходящему на сцене нельзя дать ровного определения.
Споры о праве режиссёра ставить так или иначе, о том, что есть традиция, а что – авангард, звучат не только сейчас, они возникали и в чеховские времена. Всю жизнь я сталкиваюсь с ними. Есть разные мнения о том, каким должен быть театр. Один художник транслирует один вид театра, пропущенный через себя, у другого режиссёра иной мир, прожитый с самим собой. Хорошим может быть только живой театр, всё остальное – форма. Меру жизни спектакля определяет публика и время.
В «Чайке» будет несколько составов исполнителей, что будет предавать каждому показу спектакля самобытность и вариативность трактовок каждого образа. Роль Ирины Николаевны Аркадиной репетируют две замечательных актрисы драмтеатра – Екатерина Спирина и Александрина Мерецкая, приоткрывшая нам тайну своего образа.
– Насколько ваша актёрская трактовка отличается от канонического образа чеховской героини, и что вам близко в ней?
Александрина Мерецкая: Это первая работа Александра Анатольевича, которую можно назвать абсолютной классикой. Он ставит всё так, как написал Чехов. Здесь нет ничего домысленного. Мы вместе с режиссёром пытаемся оживить чеховский текст. С Аркадиной меня роднит то, что мы обе женщины, артистки, матери. Мне понятны все её мотивировки. Самое сложное у Чехова, что у него всё просто описано, а сыграть это нужно, ничего не додумывая. Он самодостаточен. Необходимо лишь подключить свою личную истинную страсть.
– Что ожидать зрителям от новой постановки?
Александрина Мерецкая: Ожидать в каждой сцене любви. «Восемьдесят килограммов любви» – таков девиз нашего спектакля. Зритель должен быть готов к живому, порой обжигающему, настоящему действу, где придётся плакать и смеяться. Это история про всех нас – про семью, про дом, про театр, про Отечество.
Роль Нины Заречной исполняют две молодые талантливые актрисы – Елизавета Смирнова и Мария Дуганова, для которых эта работа станет новым витком их актерской карьеры.
– Мечтали вы воплотить на сцене эту роль?
Елизавета Смирнова: Однажды в разговоре с мужем (актёром драмтеатра Николаем Смирновым, исполняющим роль Константина Треплева – прим. ред.), который очень любит Чехова, во время обсуждения «Чайки» режиссёра Юрия Бутусова, я призналась ему, что хотела бы сыграть Нину Заречную. После этого прошло достаточно много времени, когда Александр Анатольевич сказал, что хочет попробовать меня на эту роль. Для меня это было большим сюрпризом.
Мария Дуганова: У меня с этим образом связана интересная история. Когда я училась на первом курсе актёрского отделения Астраханской консерватории, у нас была дипломная работа, где мы показывали отрывки из Чехова. Мне досталась роль Нины Заречной. Тогда я влюбилась в эту необычную героиню. А спустя четыре года в моей жизни появился Александр Анатольевич, который сделал мне предложение сыграть Нину в его спектакле.
– С учётом вашей разноплановой актёрской индивидуальности, зрителям предстоит увидеть двух разных героинь?
Елизавета Смирнова: В силу того, что мы с Машей очень разные, то и Нина у каждой будет своя. Мы обе стареемся сделать всё, что просит от нас режиссёр, работая на один образ, но зрители увидят двух самостоятельных героинь.
Мария Дуганова: Мне очень повезло, что от Лизы идёт большая помощь. Мы вместе создаём этот образ, невзирая на все наши отличия.
Премьера «Чайки» открывает фестиваль премьер, с которым Астраханский драматический театр стартует в свой новый сезон, обещающий стать ярким, прогрессивным и запоминающимся. С 30 сентября по 10 октября старейший российский театр станет главной площадкой международный форума-фестиваля «Театральная дельта».
Екатерина Некрасова