По традиции первая летняя неделя прошла под знаком Пушкинского дня. В этом году памятная дата в честь 225-летия основоположника классической русской литературы отмечалась с особым размахом.
Астраханский театр юного зрителя представил по этому случаю премьеру «Капитанской дочки». Знакомый со школьной скамьи сюжет в трактовке молодого столичного режиссёра Константина Денискина приобрёл новые черты, через необычную форму передав глубину смыслов, заключённых в романе.
«Капитанская дочка» создавалась Пушкиным для чтения, а не для сцены, поэтому перед постановочной командой стояла задача: как убедительнее рассказать историю взаимоотношений героев, чьи судьбы переплелись с реальными историческими событиями, участниками которых они стали. Для этого Константин Денискин выбрал формат площадного театра, показав с помощью масок видимую сторону конфликта и скрытые помыслы персонажей.
Символический текст спектакля читается легко и свободно, тонко передавая атмосферу непростого времени, ознаменованного пугачёвским бунтом.По словам режиссёра, ему хотелось передать «семейную легенду» влюблённых Петра Гринёва и Маши Мироновой, в романтические отношения которых вероломно врываются обстоятельства, сформировавшие их союз и не отпускавшие героев на протяжении всей жизни. Метафорическое повествование на грани гротеска позволило ёмко и образно показать взросление молодого человека, верного идеалам гуманизма и умеющего отвечать за свои поступки.
Художник-постановщик Екатерина Новак создала лаконичную сценографию – на фоне «чёрного кабинета» появляются фигуры в масках.
Кирилла Соболева, исполняющего роль Петра Гринёва, и Станислава Журавлёва, воплотившего образ Емельяна Пугачёва, зрители смогут увидеть на сцене без масок, а лица всех остальных персонажей на протяжении всего действа остаются невидимыми.
За счёт контраста четырёх цветов передан широкий спектр эмоций и чувств героев. Лица актёров большую часть спектакля скрыты масками, передача их характеров идёт через индивидуальную пластику хореографа Дарьи Семёновой.
Театр масок, пришедший из древних культур, воплощённый постановщиком, смотрится на удивление современно, когда из-под условной архаики чётко пробивается модерн. Повествование балансирует между старыми устоями и новыми тенденциями, подчёркивая вечное противоборство между добром и злом, светом и тьмой, свободой и неволей.
...У многих молодых зрителей классика ассоциируется с чем-то непонятным и скучным. Эти предубеждения не способствуют рождению живого интереса к шедеврам литературного наследия. Хочется верить, что молодёжь, пришедшая в ТЮЗ посмотреть «Капитанскую дочку», почувствует и примет свежесть и актуальность произведения, написанного великим Пушкиным без малого два века назад.
Новая работа ТЮЗа, созданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках проекта «Дебют в России», без сомнения, займёт достойное место в репертуаре театра.