На выходных Астраханский государственный театр оперы и балета выпустил последнюю премьеру сезона – оперу «Риголетто» Джузеппе Верди. Теперь в его репертуаре появился четвёртый спектакль, основанный на богатейшем наследии великого итальянского композитора. В афише театра уже есть его шедевры – «Травиата», «Отелло» и «Трубадур».
Всего за свою долгую и плодотворную жизнь Верди создал 26 опер. «Риголетто» считается одним из самых ярких и пронзительных его произведений. По словам художественного руководителя и главного дирижёра АГТОиБ Валерия Воронина, он несколько лет вынашивал замысел постановки этой оперы. Но только после знакомства с режиссёрской концепцией Михаила Панджавидзе решили приступить к реализации проекта.
Сложное и безупречное в музыкальном отношении произведение требовало соответствующей трактовки, как исполнительской, так и визуальной. К постановочной команде во главе с музыкальным руководителем Валерием Ворониным и режиссёром Михаилом Панджавидзе присоединился немецкий сценограф и художник по костюмам Гарри Гуммель, стараниями которого зритель увидел красочное действо, где исторические костюмы и декорации существуют в едином контексте с высокотехнологичными возможностями современного театра.
Литературной основой для оперы стала пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году. В Италии она подверглось цензуре, как бросающее тень на реноме королевского двора. Тогда либреттист Франческо Мария Пьяве внёс в первоисточник изменения, превратив короля в герцога, а придворного шута французских королей Трибуле – в Риголетто.
...Публика, пришедшая на премьеру, попала вместе с героями в неменяющийся веками средневековый пейзаж, где царит атмосфера вечного праздника, но у которого есть и обратная сторона. Режиссёр решил подчеркнуть эпикурейскую обстановку повествования, введя в спектакль героев античных вакханалий – козлоногих фавнов и прекрасных менад. Они органичным образом взаимодействуют с жителями весёлого и одновременно мрачного города, аллегорично подчёркивая их порочное родство, имеющее место в любой эпохе.
Как в каждой классической опере немаловажная роль в «Риголетто» отведена хору АГТОиБ под началом хормейстера-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Галины Дунчевой, который в очередной раз продемонстрировал свой высокий потенциал.
На премьерном показе роль Герцога Мантуанского исполнял солист Большого театра Беларуси Алексей Микутель. Именно в его исполнении звучит главный сингл оперы – знаменитая песенка «Сердце красавиц склонно к измене», благодаря которой опера «Риголетто» знакома даже самым не искушённым в музыкальном плане людям.
Нет никаких сомнений, что и астраханские солисты способны представить свои партии самым достойным образом, что они и продемонстрировали на премьере. Так, молодой и фактурный баритон Сергей Тараненко предстал в образе безобразного и старого шута Риголетто, прекрасно справившись со сложной, как в техническом, так и психологическом плане ролью.
По сюжету насквозь испорченное существо преображается в нежного и заботливого отца центральной жертвы оперы – неискушённой и возвышенной девушки Джильды в блестящем исполнении Яны Павловой. Во второй премьерный вечер партии Герцога и Риголетто исполнили солисты астраханской оперы Сергей Маньковский и Андрей Пужалин.
Перечитывая интервью с Михаилом Панджавидзе, которое он дал нашему изданию за неделю до премьеры, многие непонятные до этого момента вещи, встают на свои места. Театр можно поздравить с красивой премьерой, которая будет иметь большой зрительский успех, о чём свидетельствовали устроенные после премьерных показов овации. Со временем спектакль окрепнет, окончательно отшлифуется. Также хочется надеяться, что в следующем сезоне его сможет посмотреть больше зрителей, ведь он стоит того.
Екатерина Некрасова