В Астрахани ещё совсем недавно не было такого явления как классический балет в его каноническом статусе. Он не мог появиться ниоткуда, нужна была база, основа, личность. Обстоятельства сложились таким образом, что в новый театр приехал хореограф, в чьей творческой судьбе воплотились два направления: классический и авторский балет.
Ещё не прошло десяти лет с того времени как Константин Уральский возглавил балетную труппу Астраханского государственного театра оперы и балета, но уже можно с гордостью говорить о том, что в городе есть уникальное, молодое и абсолютно блистательное явление, как астраханский балет, у которого есть свой особый стиль, крепкая платформа, самобытная природа и мощнейший потенциал.
Балетные артисты – это особые люди. Их жизнь протекает в основном в репетиционных классах, она подчинена строжайшему расписанию и обязательным, почти ежедневным упражнениям, бесконечному оттачиванию своего мастерства. Не говоря уже о внутренней психологической работе над образом, тончайшем партнёрском взаимодействии. В их палитре только движение, они лишены словесного самовыражения, есть лишь природная органика и техническая отточенность каждой линии.
Недавно артисты балета АГТОиБ вернулись после четырёхмесячного отсутствия в больших гастрольных поездках. И теперь они радуют астраханцев своим высоким искусством. За неполный месяц на сцене театра были показаны три классических балета: «Лебединое озеро», «Жизель» и «Дон Кихот». Это было невероятное зрелище и неподдельное наслаждение.
В ближайший четверг, 27 февраля, в канун Великого поста, на масленичной неделе будет показан балет, который нельзя увидеть нигде, кроме как на сцене Астраханского театра оперы и балета. Речь идёт об авторском спектакле Константина Уральского «Андрей Рублёв», созданным по его либретто, музыку для которого специально написал известный российский композитор, профессор московской консерватории Валерий Кикта.
Этот спектакль – особенный. И не только тем, что посвящён легендарной личности, не только тем, что абсолютно уникален и эксклюзивен в своём формате. Он имеет неописуемую мощь по широте своего воздействия на зрителя.
Он так же является особенным для всех участвующих в этом процессе людей: музыкантов, которые виртуозно преподносят музыку современного композитора, гармония которой значительно отличается от традиционных классических тем; хора, чья роль в балетном спектакле значительна и весома; ну и, разумеется, «Андрей Рублёв» - это особенная тема для балетных артистов.
Сейчас идёт интенсивная подготовка к этому сложнейшему в своём техническом и психологическом воплощениях произведению. Нам удалось поговорить с исполнителями главных партий в балете «Андрей Рублёв» Даниилом Соколовым, Максимом Мельниковым, Артуром Альмухаметовым, Алёной Таценко и балетмейстером-репетитором Юрием Ромашко.
Даниил Соколов – исполнитель парии Андрея Рублёва рассказал о своих ощущениях в работе над ролью:
- Мне хочется подойти к этому образу с очень светлыми чувствами. К спектаклю я готовлюсь не только технически, но и внутренне – необходимо погрузиться в атмосферу доброты и почувствовать себя свободным. Образ Андрея Рублёва побуждает зрителя подумать о многих вещах.
В спектакле показано его развитие - от простого человека к осмысленной одухотворённости в творчестве. Это очень сложная в хореографическом плане роль и непростая в эмоциональном выражении. Здесь важно, чтобы одна составляющая не отставала от другой. Моя цель - воплотить эти две задачи.
В классических балетах в основном я исполняю партии романтических героев - они несколько одноплановы, а этот образ требует большего набора эмоциональных красок.
Когда мы готовились к премьере, с нами несколько раз беседовал епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Эти встречи нам очень помогли в работе над спектаклем.
Заслуженный артист Республики Удмуртия Максим Мельников – исполнитель партии Юродивого, рассказал о своём непростом персонаже:
- Это серьёзная партия, к которой я подходил очень осторожно, что бы показать не сумасшедшего и не пьяницу. Сейчас кто знает, как юродивый себя ведёт! Это процесс, поиск. Мы постоянно ищем что-то новое. Так как каждый спектакль неповторим, что-то добавляется, что-то приходит само собой.Балет – это живое искусство, и зрителю, который уже видел эту постановку, интересно находить для себя что-то неожиданное, делать открытия. Придя на этот спектакль, человек откроет и почувствует в себе что-то новое, а может быть станет светлее, это всё очень индивидуально.
На сцене в балете «Андрей Рублёв» протекает настоящий ручей, но помимо этого, ключевыми персонажами являются образы Ручья. 27 февраля их партии исполнят солисты балета Артур Альмухаметов и Алёна Таценко.
Артур Альмухаметов:
- Образы Ручья – это молодая очень счастливая пара, при этом они не обязательно влюблённые, это просто девочка и мальчик – ясные, прозрачные, как дети!
Алёна Таценко:
- В этом спектакле Ручей – самый светлый образ, олицетворяющий собой надежду, свет, всё самое прекрасное. Я танцевала эту партию в прошлом году, когда только что стала работать в нашем театре. Ввестись в эту роль мне очень помогла Мария Стец. Мой партнёр по прошлому исполнению Всеволод Табачук и педагоги оказали мне большую поддержку. Но, не смотря на их участие, нужно вносить что-то своё через собственные чувства.
Мы поговорили с балетмейстером-репетиром, наставником артистов Юрием Ромашко о значение и дальнейшей судьбе балета «Андрей Рублёв»:
- Я очень надеюсь, что через столетия будут отмечать юбилей этому спектаклю, как отмечают даты создания классических балетов. Было бы прекрасно, чтобы «Андрея Рублёва» увидели не только астраханцы.
Но так как это очень большой объёмный спектакль, он требует основательных, хорошо оснащённых площадок. И чтобы его куда-то вывозить, к этому нужно отнестись серьёзно. Данное произведение, прежде всего, нужно показать широкой российской публике, так как оно связано непосредственно с нашей духовностью и ментальностью.
Но с другой стороны балет «Андрей Рублёв» может открыть иностранцам русскую культуру несколько по-другому. Как в своё время через «Русские сезоны» балет открыл иную Россию. Сергей Дягилев представил мировой общественности Фокина, Бакста, Бенуа, Стравинского, Павлову, Нижинского, Спесивцеву. Он возил балетные спектакли не просто на продажу, он преподносил это как целый мир искусства.
Обладая идеальным чувством вкуса, он сводил вместе гениальных людей, сформировав тем самым всё балетное искусство XX века.
Многие сейчас привыкли, что русский балет – это исключительно девочки в пачках из «Лебединого озера». Но существует и другая русская культура. Если преподать балет «Андрей Рублёв» именно как явление современного российского искусства, то тогда его культурная миссия обретёт особый смысл. Нам сейчас нужен такой человек, как Дягилев.
Без преувеличения можно сказать, что Астраханский государственный театр оперы и балета – является определённым символом нашего города, чья культурная значимость давно вышла за региональные рамки.
Театр находится в постоянном многоплановом развитии. На его сцене, наряду с классическими оперными и балетными постановками, создаются спектакли, основанные на современном музыкальном материале.
В прошлом году состоялась резонансная премьера оперы «Ревизор» (партитура Владимира Дашкевича, либретто Юлия Кима), а в эти дни, АГТОиБ с огромным успехом представляет премьеру оперы Джакомо Пуччини «Богема».
Это очень грамотная политика, когда в репертуаре театра имеются спектакли различных направлений, эпох и авторов.
Астрахань гордится тем, что здесь происходят события поистине мирового культурного значения. Посещение театра – это не только определённая степень престижа, но и всесторонний духовный и культурный рост. И это не громкие слова!
Материал подготовила Екатерина Некрасова