Даже людям, далеким от филологии, известно, кто такие футуристы. Футуристы придумывали новые слова и приёмы стихосложения. А ещё они требовали отправить «на свалку истории» всё художественное наследие человечества, накопленное за всю его историю, в том числе Пушкина, Толстого и Чайковского, Бальмонта и Леонардо да Винчи.
Чиновники, что так удобно примостились в российском министерстве образования, те же футуристы. На сей раз, достопочтенные министерские трудяги придумали очередную «необходимую» инновацию. Наших детей, терпящих ЕГЭ, постоянно меняющуюся программу и аккредитации, хотят «избавить» от устаревших бумажных учебников и перевести на современные электронные. Иными словами, отправить «на свалку истории» бумажные пособия как пережиток прошлого. И всё бы ничего, вот только плюсов от таких задумок не много. Да и толку тоже.
А в чем же дело? Я отправился в обычную астраханскую школу, проанализировал текст постановления министерства, опросил учителей и вот к каким выводам пришел.
Первое. Использование новой системы обучения далеко не бесплатное. Действительно, вы что, думали, министерство образования РФ или какие-нибудь спонсоры позволят просто так многострадальным школьникам обучаться по программе, которую само же и придумало? Наивные! Нет, деньги сейчас выделять мало, кто отважится. Тем более на образование. И уж тем более на детей.
Нет, право на использование одобренных взрослыми дядечками и тетёчками электронных учебников на дороге не валяется, а прекрасно покупается и продаётся. Причём закупать это самое право должны не органы исполнительной власти субъектов РФ, и даже не их министерства образования. Это должна делать сама школа. Ведь, как написано в письме министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08, «использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений». При этом ранее в этом же письме говорится о необходимости «установления обязательного наличия наряду с бумажной формой учебника электронной формы учебника». Я не юрист, не учитель и уж тем более не министр образования, но меня такое противоречие в официальном письме аж самого министерства, мягко говоря, настораживает. И не сомневаюсь, что вас тоже.
Второе. Учебники специализированы. Они разрабатываются – ну а как иначе – министерством образования.
Вот так вот, министерская система это вам не игрушки. Это строгость, порядок и договор с производителем планшетов. Но это ладно, сделано вполне логично. У бюджета деньги тоже не бесконечны. Таким способом чиновники просто защищают его. А то начнут все скидывать друг другу государственные разработки запросто так. Так ведь и разориться недолго.
Но тут начинается следующий пункт.
Третье. Планшеты. Не электронные книги, не телефоны, и даже не ноутбуки. Планшеты. Причем, как мне сказали в школе, вполне определённой марки.
Возьмём обычную астраханскую школу. Пусть в ней учится 600 учеников. Предположим, детей переведут только на электронный формат обучения. Это, получается, что помимо покупки прав на все электронные учебники школу придётся обеспечить и планшетами. А кто нас ими будет обеспечивать? Не думаю, что ответ вас удивит. Ученикам придется делать это самим. То есть родителям каждого из 600 человек придётся самим покупать на свои деньги своему ребенку свой планшет определённого производителя (ненароком его обогатив), чтобы министерство образования и науки РФ смогло осуществить-таки новую программу и усладить собственные амбиции. Но ведь, согласитесь, бывают разные семьи. И неполные, и многодетные. А если у кого-то в этой школе сразу четверо детей учится? А какие сейчас зарплаты вызнаете не понаслышке.
А что уж говорить о банальном? Планшету нужна зарядка. И будет в этой семье с четырьмя детьми вечерами очередь к розетке. И будут дети сидеть на уроках без дела, ибо учиться с разряженным учебником не вариант. И появится в школьной летописи новая отмазка - «Зарядка села!», с которой уже не поспоришь. В Астраханской области, если в школах света нет, уроки сокращают. А что же тогда с использованием навороченных агрегатов будет? Неувязка, товарищи.
Вот так-то. Но не думайте, что все так чёрно и беспросветно. И плюсы, само собой, есть.
Во-первых, вес. Больше не придётся таскать с собой шесть учебников, тетрадки, пенал, кучу линеек, физкультурную форму, кота и половину Галактики. Почти всё это уместится в маленький тонкий планшет-обучалку. А на нём, кстати, если верить мифам, и тесты решать можно будет, и пометки делать, и видеоуроки смотреть. Причём проверяться это всё будет автоматически, а результаты отправляться прямиком учителю, и автоматически же выставляться оценки. Это хорошо. И детям удобно, и педагогам легче. Счастье, мир, дружба и конфетки.
Но, чтобы добраться до такой легкой инновационной жизни, нужно будет пройти сквозь испытание покупкой и установкой электронных книжек, проверку новой системой обучения, бессонные ночи и кучу поднятых нервов. Вы готовы, дети? Испытание электронными учебниками уже началось.
Но сейчас, на фоне экономического кризиса и явной непродуманности проекта, его вряд ли будут реализовывать. Скорее всего, он отправится в широкий ящик из векового непробиваемого дуба какого-нибудь министерского чиновника. А что? Ведь главное же бумажку оформить. Дескать, такой проект есть. Мы работаем, мы молодцы. А вот что с ним будет дальше, кто будет им заниматься и как спокойно спать по ночам обычным школьникам, уже не так важно. Увы, дети в нашей стране мало кого волнуют. Тем более чиновников.
Кэр Лаэда, астраханский областной общественно-политический еженедельник "Факт и компромат", № 21 (631)