На прошлой неделе Астраханский драматический театр открыл 213-й сезон премьерой спектакля «Чайка» в постановке заслуженного артиста РФ Александра Огарёва.
Зрителям представили интересное прочтение знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова, которая в числе его прочих его драматургических произведений ознаменовала новый путь развития отечественного театрального искусства XIX-XX веков. Тонкий символизм Чехова, показанный в реалиях современности, получил актуальное для наших дней звучание, для понимания которого применены непростые художественные приёмы, считать которые способен лишь человек, не обременённый навязанными стереотипами.
Визуальная канва повествования в спектакле умело вплетена в его надрывный психологизм, подчёркивая патологическую обречённость героев на тотальное одиночество при неизбежном столкновенье с любовью или с тем, что за неё принимается.
«Чайка» – абсолютно театральная история, разыгранная на «колдовском озере», где стёрта грань между подлинностью и бутафорией, презренным страхом и отчаянной смелостью, вожделенной иллюзией и существованием в предлагаемых обстоятельствах.
Любовные многоугольники сюжета ломают жизни героев, с пугающей остротой перекраивая их судьбы. Они рушат надежды, кидая персонажей в пропасти заблуждений, пороков, равнодушия.
И всё это во имя любовного или творческого экстаза. Но персонажи «Чайки» готовы платить за него по гамбургскому счёту с лихвой, пренебрегая условностями.
Автор «Чайки», несмотря на трагический финал, определил её жанр как комедию. И действительно, в новой работе Александра Огарёва много ироничных моментов, тонкого стёба, проявленного через детали, к которым стоит внимательно присмотреться. Визуальное оформление спектакля, предложенное художником-постановщиком Ириной Бринкус, помогает гармоничному движению действия из одной драматургической коллизии в другую, подчёркивая символизм каждого эпизода.
Интересно решение режиссёра вставить в спектакль элементы, характерные для кукольного театра. Для выполнения этой непростой задачи Огарёв пригласил из театра кукол молодого актёра и постановщика Рауфа Зарипова. Плоды коллаборации двух театров превзошли все ожидания – сцены объяснения Аркадиной и Треплева, а также парящая над залом в финале зловещая птица, придали «Чайке» не только зрелищность но и глубокий подтекст.
В новой работе занято 22 актёра драмтеатра. «Чайку» играют двумя составами, поэтому и спектакли получились разные, ведь трактовка образов у каждого исполнителя индивидуальна. Настоящим открытием стала Нина Заречная в исполнении Марии Дугановой.
Елизавета Смирнова, также выступившая в этой роли, в очередной раз продемонстрировала свою сценическую органичность и безусловный талант.
Роль Константина Треплева досталась Николаю Смирнову и Ивану Быкову, перешедшему из ТЮЗа в драмтеатр только в этом сезоне. Обе трактовки ключевого персонажа «Чайки» достойны зрительского внимания.
Екатерина Спирина в роли Ирины Аркадиной придала нетривиальному действу классическую интонацию и академичность в раскрытии образа.
Аркадина Александрины Мерецкой была абсолютно свободной во всех своих проявлениях. Её дуэт с Тригориным – Кириллом Имеровым – сработал идеально.
В «Чайке» много интересных, и даже блестящих актёрских работ, которые со временем обретут более чёткий рисунок, который на премьерных показах мог ещё до конца не проявиться. Это обычная практика, поэтому многие театралы не любят ходить на премьеры, дав произведению окрепнуть, чтобы дальнейший путь спектакля был лёгким, ясным и осмысленным.
«Чайка» Александра Огарёва обретёт свой высокий полёт, взметнув под условностями, предрассудками и клише, которые являются непременными спутниками любого культового названия.
Новый спектакль драмтеатра предназначен для зрителя свободного от догм. У кого-то он вызвал подлинный восторг, кто-то «поджал губки». Такая разная реакция нормальна. Это лишнее доказательство того, что Чехов, которого более века нет на этом свете, до сих пор наш современник. Он разговаривает с нами о самом важном – о любви в её широком понимании, о том, чего нам всем сегодня не хватает. Ближайший показ «Чайки» состоится в рамках фестиваля-форума «Театральная дельта» 6 октября. Спешите видеть!
Екатерина Некрасова