Читая агитационные газеты Астрахани, поневоле приходишь к выводу о том, что наша мэрия живет в одном городе, самая «справедливая» оппозиция – в другом, а простые граждане, далекие от хитросплетений астраханской политики, - в третьем.
Счастливчикам, живущим в Астрахани, посвящается
Мэр Астрахани Боженов дает интервью «Горожанину», повествует о жалком облике города пятилетней давности: «Мосты закрыты, дороги разбиты, на улицах валялись кучи мусора парки и скверы заросли бурьяном, в каналах стояла грязная вода, в которую каждый бросал, что хотел».
Остановимся на этом. То, что и сегодня дороги разбиты, а мосты перекрыты, опустим как трудности переходного периода. Но вот куда подевался мусор на улицах?! Мусорные машины так усердно стали работать или граждане перестали мусорить? В городе, конечно, есть места, где милицейские патрули следят за чистотой и порядком, но много ли таковых? Достаточно пройтись в районе родной мне улицы Маркина, чтобы начать мучиться приступами тошноты, возникающей как раз от ароматов того самого мусора, которого на улицах вроде как нет.
Проблему запущенности парков мэрия решает порой радикальным образом, просто уничтожая их во имя непонятных целей. Пример всем известен – Ленинский парк без Ленина и без шансов на восстановление.
Каналы…Под впечатлением слов мэра можно подумать, что вода в каналах стала прозрачной, чуть ли не дистиллированной. Стоишь, порой, на мосту в районе Набережной 1 мая и наслаждаешься. Внизу такой богатый растительный и животный мир: густые водоросли, рыбки, черепахи... На Кутуме по-прежнему купаются, не взирая на смену режимов. Но прославленная водокачка на Цареве как-то не сильно справляется с задачей обеспечения проточности вод. Кто не верит, присмотритесь к канальным водам – можно обогатить свои преставления о фауне и флоре.
Далее… «Коммуналка убита, свет и воду постоянно отключали по всей Астрахани». Думаю, граждане сильно удивятся, узнав, что отключения стали пережитком прошлого. Как отключали, так и отключают и свет, и воду, и даже газ. Помнится, одним боженовским летом, воды не было в Ленинском районе в течение нескольких месяцев, вплоть до октября, когда совсем зябко стало.
«В городе активизировалось – причем резко! – жилищное строительство…» Кому от этого легче? Может ли кто-нибудь в России сегодня честно заработать на собственную квартиру без кредитов, ипотек и прочей кабалы? Дальше – больше: «…почти четверть населения жила в лачугах и хибарах, с туалетом во дворе». Ну что сказать, все верно, сегодня астраханцы живут в элитных домах с видами на обновленную набережную реки Волги. Выйдя на балкон покурить гаванскую сигару и выпить рюмку «Мартеля», они во всеуслышание, не скрывая своих чувств, благодарят Сергея Анатольевича за счастливое настоящее.
И главная разрывная петарда: «… у астраханцев растут зарплаты, а безработица в городе снижается». С чем и поздравляем трудоустроенных и материально обеспеченных сограждан! Поддакивает Боженову директор-редактор Сорокин: «В Астрахани в последние годы стало жить значительно лучше, безопаснее, комфортнее и богаче (!). Кому?!
Богатым счастливчикам, чье настоящее выпало на время правления мэра Боженова, можно будет в обозримом будущем посетить 6 построенных торгово-развлекательных центров, устроиться на престижную работу в четырех административно-офисных заданиях, купить автомобиль в любом из пяти возводимых автоцентров, уже сегодня снять номер в «Азимуте» и «Гранд-отеле».
Отзовитесь, счастливчики, шлите благодарственные письма. Ждем ответа от тех, кому повезло.
«Часть корабля, часть команды»
В иной Астрахани существует наша самая «справедливая» оппозиции. Откроешь любой из номеров 235-тысячной массы «Жителей» и обомлеешь. Всюду грязь, коррупция, пренебрежение своими должностными обязанностями, презрение к простым горожанам. Подул шквальный ветер… Казалось бы, причем здесь Боженов? Вас обматерили на улице или в автобусе… Вы думаете, случайно? Вашу кошку отравили… Кто стоит за этим циничным преступлением?
А новая шеинская агитка под пафосным названием «Приговор» (вторсырье, производное от антишеинского «Трибунала») еще круче! Если «Житель» хотя бы какой-то позитив несет, рассказывая о «благодеяниях» самых «справедливых», то новое полиграфическое издание лишь живописует кошмары, ожидающие астраханцев в случае сохранения власти Боженовым: троллейбусов не будет, маршруток тоже не будет, аллею вырубят, дома сожгут и т.д. и т.п. Имея воображении, можно продолжить: людей не будет, власть захватят кибернетические организмы, узнавать их по запаху смогут лишь собаки, которые будут находиться на службе у оставшихся борцов.
Интересно, как дальше жить астраханцам, если Боженов победит на выборах (что весьма вероятно)? Лучше и не жить вовсе, пойти и удавиться.
Всех этих напастей можно избежать, если к власти в городе придет Спаситель, чьи имя и фамилия слишком известны, чтобы лишний раз называть их. Сейчас он склоняется над картой Астрахани, и что-то там чертит: то ли ставит крест на городе, то ли прибавляет нолики к своим трудовым доходам. Завтра он въедет в город на колеснице, запряженной «резвой тройкой» гнедых: двое обиженных предпринимателей и один нервный юноша, в перерывах между ржанием задающий кому-то один и тот вопрос: «Ну хоть кто-нибудь думает в Астрахани о молодежи?»
Возьмем пример из близкой и автору статьи, и кандидату в Спасители сферы. Среднестатистическая школа. Работает директор. Делает ремонт, закупает новые учебники, оборудует компьютерный класс. Но школе уже несколько десятков лет, и поэтому все чаще приходится латать дыры в стенах и потолке, менять сантехнику, вместо прогнивших досок класть паркет. Педагоги получают нищенскую зарплату, работая при этом, как лошади. Вокруг директора круг избранных и обласканных им лиц, имеющих больше привилегий и гарантии стабильного наполнения карманов. Обычное дело.
Вдруг появляется среди педколлектива бойкий учитель, претендующий на место нынешнего директора, формирует вокруг себя сторонников, дискредитирует, как может, директора, метит на его место.
Допустим, интриги молодого и бойкого возымеют результат, и он займет желанное кресло. Что изменится? На место одной группы избранных педагогов приходит другая и пользуется всеми преимуществами своего нового положения. Меняется статус этого самого учителя, который, так же, как и прошлый руководитель, начинает разгребать кучу текущих проблем, по преимуществу, хозяйственного характера.
Что выигрывают учащиеся? Изменится ли учебный процесс в лучшую сторону? Отменят ли идиотский ЕГЭ? Внесут ли изменения в школьные программы каких-либо дисциплин? Будут ли педагоги получать баснословные зарплаты? Учительская профессия станет одной из престижных? Если и взбредет ретивому реформатору что-нибудь радикальное осуществить, то сразу получит по шапке, а то слетит с желанного кресла. Ни учителям, ни учащимся ни тепло, ни холодно не будет от этих перемен.
К чему это я? А к тому, что стоит ли нам, простым гражданам (как «педагогам», так и «детям»), включаться в чужие игры за чужие интересы? Ведь очевидно, что никакие выборы, кроме президентских, в нынешней России ничегошеньки не решают и не изменяют. Если «красные» вроде бы губернаторы по каким-то неведомым причинам часто становились розовыми, а потом и голубыми, то что уж говорить про желто-красных? И нынешний кандидат в Спасители, вступив в желанную должность, будет засосан мутными водами Системы, и подобно капитану проклятого «Летучего голландца», быстро поймет, что он теперь «часть корабля, часть команды».
Александр Токарев,
"Астраханская правда" №32 от 12.08.09.