Завершающийся 2019 год, объявленный Всероссийским годом театра, дал невероятный импульс развитию театрального искусства по всей стране в различных его направлениях. На примере Астрахани это прослеживается особенно наглядно. Театральные страсти, в буквальном смысле, кипят как никогда ранее!
В этом контексте интересен феномен развития частных театральных проектов. Об этом мы поговорим с Данилой Ключниковым – профессиональным актёром, который в один прекрасный момент стал режиссёром.
AST-NEWS.ru: Как получилось, что вы самостоятельно стали ставить спектакли?
Данила Ключников: Ещё во время учёбы мне было интересно создавать что-то своё, правда, это не всегда позволялось. Мы часто собирались с актёрами разных театров, со студентами и планировали ставить определённые вещи. Но так как все актёры абсолютно разные, к каждому нужен свой подход, у меня два года вообще ничего не получалось. Я уже стал думать, что мои режиссёрские амбиции так и останутся нереализованными.
Как-то раз актриса и драматург Галина Лавриненко пригласила нас на читки современных пьес, и мы приняли в этой акции активное участие. Я остановился на пьесе молодого драматурга Максима Потоцкого «Закон сохранения», в которой мне понравилось то, что в ней могли принимать участие подростки, занимающиеся в студии «Диалектика». С их участием я поставил свой первый спектакль. На сегодняшний момент у меня четыре режиссёрские работы в разных частных проектах. А свой пятый спектакль уже готовлю к постановке в государственном театре.
- В Астрахани существует нехватка режиссёров?
- Есть упущения в плане того, что некоторые художники не учитывают современные тенденции развития театра и не используют те возможности, которые открываются в этом направлении.
Большинство режиссёров государственных театров не могут реализовывать определённые проекты по причине того, что утверждение репертуара зависит от многих обстоятельств.
Но в последнее время театральная жизнь города заметно оживилась, особенно когда астраханские театры возглавили Игорь Лысов в драме и Сергей Тараскин в ТЮЗе. Эти два человека подняли театральную жизнь города на высокую ступень и дали определённый толчок, как для зрителя, так и для актёров.
- А на что существуют частные театры, и по какой модели развиваются?
- В основном они живут, к сожалению, только за собственный счёт. Но самое главное то, что каждый частный театр должен иметь индивидуальное направление и чёткую позицию. Многие самостоятельные театры занимаются только современной драматургией, которую не особо жалуют государственные, а я же против неё ничего не имею. Некоторые из них позиционируют себя как театры, где играют подростки. Перед каждым таким коллективом стоит своя задача.
- У вас есть своя команда единомышленников? Или вы ставите спектакли с разными труппами?
- В основном я работаю на разных площадках, но сам приглашаю актёров для своих постановок. Это самый важный момент для любого режиссёра - найти своих актеров. Я рад тому, что уже работаю с теми людьми, которые полностью попадают в мой замысел.
- Расскажите о вашей недавней работе - комедии по рассказам Надежды Теффи «Леди и Джентльмены», какую судьбу вы предсказываете этой постановке?
- Я надеюсь, что этот спектакль будет иметь долгую и счастливую жизнь. Прежде всего, потому, что он очень актуален. Начнём с того, что это комедия, а сейчас их мало. Одно время любили ставить комедии-однодневки, как казалось, на потребу публике. Сейчас же зритель развивается и нуждается в комедиях совершенно иного порядка.
Я взял в работу рассказы Надежды Теффи и был поражён, насколько они злободневны и современны. Это истории о человеческом недопонимании, что грустно и смешно одновременно.
И ещё важно, что это абсолютно актёрский спектакль. Я делал ставку на то, чтобы актёрская игра была на должном уровне, и мне не надо было вытягивать спектакль никакими постановочными уловками, а просто дать артистам возможность продемонстрировать зрителю свой высокий потенциал.
Великолепные Татьяна Терёшина и Юрий Дубоносов владеют залом с первых секунд спектакля и это замечательно.
Я приглашаю всех 14 декабря 18.00 в «Мансарду на Ахматовской» посмотреть нашу комедию «Леди и Джентльмены».
- Каковы ваши режиссёрские планы, связанные с частными театральными проектами?
- Прежде всего, хочется открывать новые театральные формы и создавать кинематографические спектакли в стилистике хоррор, например. Развивать направление иммерсивного театра, чтобы зрители могли путешествовать по площадке и наблюдать за жизнью персонажей. Хочу попробовать импровизационные спектакли, чтобы понять, как актёр будет вести себя в различных ситуациях.
Мечтаю создать пластический спектакль с участием театра масок, где, возможно, не будет ни одного слова.
Я верю в то, что театральная жизнь Астрахани будет развиваться в различных направлениях. Мне кажется, наш город - это именно то место, где частные и государственные театры могут прекрасно сосуществовать и даже взаимодействовать.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова