Станиславский с его «Театр начинается с вешалки» определил точку отсчёта впечатлений публики. Тем не менее театральный мир полон загадок для зрителей, которые могут увидеть только его часть. Многим, не связанным с театром профессионально, хотелось знать, что там, по другую сторону рампы.
AST-NEWS.ru отправился в путешествие по закулисью старейшего учреждения культуры Астрахани, драматического театра. Компанию нам составила руководитель литературно-драматургической частью и заведующая труппой АДТ Анна Абдрахманова.
– Анна Михайловна! Когда вы впервые попали в театр, где теперь служите?
– Все студенческие годы провела на галёрке драмтеатра, куда продавали самые дешёвые, по 20 копеек, билеты. Помню многие увиденные в юности спектакли. До поступления в институт всерьёз увлекалась театром, поэтому решила узнать, как он устроен изнутри. Первым местом работы стал театр юного зрителя. Карьера началась с должности кассира, потом работала в отделе по организации зрителя, распространяя билеты по школам и организациям. Поняв, что это не моё, решила уйти вглубь – в костюмерный цех. Окончив филологическое отделение пединститута, вернулась в ТЮЗ, где работала администратором и педагогом.
В драмтеатре с 1993 года. Придя главным администратором, позже стала завлитом, затем заведующей труппой. Служу здесь в двойном статусе.
– Очередную вашу сказку недавно поставили на сцене драмтеатра…
– Спектакль по моей пьесе «Остров забытой мечты» поставила в конце 2021 года московский режиссёр Марина Петренко, а художник-постановщик Ирина Бринкус создала интересную сценографию и костюмы. До этого в нашем театре шли ещё два спектакля, поставленные по моим сказкам.
– С какими актёрами астраханской драмы успели поработать?
– У нас в театре было много ярких личностей: Галина Аркадьевна Збруева, Людмила Ильинична Каменоградская, Николай Владимирович Четвергов, Елизавета Николаевна Ингеноль… Если говорить о режиссёрах, то это Никита Андреевич Ширяев, Александр Михайлович Цодиков, Станислав Владимирович Таюшев. Много и плодотворно работали с завмузом и композитором Татьяной Ионовой, создавали вместе песни к спектаклям. Это только малая часть тех, кто сейчас пришел на память.
– Изменился ли астраханский зритель?
– Изменился, стал разнообразнее. До сих пор у нас много зрителей, приходящих в театр, чтобы отдохнуть и расслабиться, посмотреть что-то лёгкое и музыкальное. Однако сейчас больше публики, интересующейся современными театральными течениями. Если раньше людей, предпочитающих экспериментальные и нестандартные спектакли, было немного, то теперь их число значительно увеличилось, особенно среди молодёжи. И в то же время совсем недавно появилась тенденция на интерес к простым и понятным спектаклям. Одним словом, всё как всегда – есть запрос на искусство интересное и разнообразное...
– Что изменилось в театре с приходом новых технологий?
– Появилось больше специалистов, без участия которых невозможно представить создание современного спектакля. Например, раньше у нас не было столь сложного света. Если несколько лет назад на техническую подготовку спектакля уходило немного времени, то сейчас установка света, звука и проекции занимают несколько часов.
Прежде художникам приходилось вручную расписывать огромные задники, сейчас используют видеопроекции или цифровую печать.
Невозможно сегодня представить работу театра без системного администратора, SMM-специалистов и пиар-службы, ведь значительная часть зрителей знакомится с репертуаром и приобретает билеты в онлайне.
– С чего начнём нашу театральную экскурсию?
– С актёров – главных людей в театре, ведь без них не может существовать ни один спектакль.
Поэтому заглянем в их гримёрки.
В театре не так много места, поэтому приходится использовать пространство с максимальной рациональностью.
Театральный музей, рассказывающий об истории астраханской драмы, вынесен в фойе из помещения, в котором теперь располагается репетиционный зал.
Сейчас мы застали репетицию спектакля «Женитьба Бальзаминова» Островского, над которым работает молодой актер театра и начинающий режиссёр Николай Смирнов.
Есть поверье, будто в нашем театре живёт домовой. Охранники на протяжении разных лет рассказывали, что по ночам они слышали таинственные шорохи и движения на колосниках сцены и в помещениях, где точно никого не могло быть. Мы уверены, что наш домовой добрый, ведь он никогда не приносил никаких неприятностей.
Существует легенда, что при строительстве здания театра под зрительный зал закапывали в несколько рядов пустые бутылки, создавая дополнительную акустику.
С 1987 по 1994 годы в театре проходила реконструкция, во время которой драмтеатр давал спектакли на других сценах города. В 2008 году в театре прошёл второй масштабный ремонт, после чего появилась роскошная многоярусная люстра из хрусталя, украшающая зрительный зал, а также большой пристрой, в котором расположились рабочие кабинеты и дополнительные гримерки.
Особенной реликвией театра являются старинные часы с колоколами, работающие до сих пор.
Их уникальный механизм поддерживает в идеальном состоянии тот же мастер, что обеспечивает работу курантов Пречистенской колокольни Кремля.
Шикарные лестницы с чугунными перилами украшают не только доступную для зрителей часть театра, но и его внутренние помещения.
За сценой находится карман для хранения декораций, другая их часть — на хозяйственном дворе.
Монтировщики раскладывают декорации каждого репертуарного названия вместе, чтобы было проще при их установке.
В пошивочном цехе создаются и реставрируются костюмы.
Сейчас идёт подготовка к премьере спектакля «Евгений Онегин» в постановке нашего художественного руководителя Александра Анатольевича Огарёва.
В отдельном помещении занимаются раскройкой будущих костюмов.
А вот та самая галёрка, на которую раньше продавали билеты по 20 копеек.
Сейчас сюда вход для зрителей закрыт.
Огромное количество костюмов, головных уборов, обуви и аксессуаров систематизировано хранится на складе.
Наши сотрудники, многие из которых работают в театре не первый десяток лет, могут без труда в короткий срок приготовить необходимый набор убранства актёра.
Бутафоры и художники трудятся в просторном помещении, ведь если раньше огромные задники приходилось расписывать красками прямо на полу, теперь в спектаклях много бутафорских деталей и других объемных элементов, которые также требуют много места для их изготовления.
В тёплое время года внутренний двор превращается в «Театр в саду», где идут репертуарные спектакли, а во время фестиваля «Театральная дельта» проходят показы в рамках творческих лабораторий.
В драмтеатре работает порядка 120 человек. Каждый из наших сотрудников вносит свою лепту в развитие и процветание одного из старейших российских театров, живущего яркой современной жизнью.