Доцент тупой? Уровень современного образования вряд ли в состоянии обеспечить рывок в социально-экономическом развитии страны
«Факт и компромат» не раз обращал внимание властей на неудовлетворительную организацию среднего и высшего образования в Астраханской области. И дело не только в банальной коррупции и мелком взяточничестве, которое процветает, например, в высших учебных заведениях. Речь о сомнительной методике и практике обучения будущих высококвалифицированных специалистов.

Недавно супруга сняла целую аллею дипломно-курсовой ярмарки, упирающуюся в центральный вход когда-то одного из престижных вузов страны – астраханского Рыбвтуза. Ассортимент неуместных услуг – глаза разбегаются: от курсовых работ до дипломных проектов, оптом и в розницу. Всё это современное «образование» на виду, никакой конспирации, то есть все обо всём в курсе, включая руководителя этого учебного заведения. Вспоминается разговор с приятелем – доцентом мединститута (ныне у института тоже другое название – «университет»). Ему не нравится сюжет писателя-сатирика Михаила Жванецкого про тупого доцента. Взрослый, умный, состоявшийся учёный обижался на юмористическую ерунду. Насчёт тупых доцентов не знаю, заводился он, а вот выпускников с очень средними знаниями у нас чуть ли не больше половины! Присваивают чужие, точнее, покупают, дипломы.

НЕПРИЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: астраханским студентам прямо на подходе к альма-матер предлагают облегчить грызню гранита науки за мзду, скромную и не очень


– Почему же не отчисляете тупых, но с деньгами?

– И что потом? И так не слишком много желающих получить высшее образование. Сокращение обучаемых – это сокращение обучающих. Ты не понял?

Как не понять, полный тупик получается, опасный заколдованный круг. Выиграют ли от этого всего доценты, не знаю. Но что проиграет само общество – очевидно. Вот откуда появляются, мягко говоря, непрофессиональные юристы, судьи, майоры, прокуроры. И всё это очень и очень серьёзно. Скверно, если столкнешься с юристом-недоучкой, а если это судья или хирург…

Сколько раз говорилось, в том числе со страниц «Факта», что коммерциализация образования ни к чему хорошему не приведет. Как об стену горох. Почему не взять положительный опыт из того же коммунистического прошлого. За деньги дипломы тогда не покупали. Во всяком случае, в таком массовом количестве, да ещё у всех на виду – такого не было.

И самое отвратительное, что всех подобная ситуация похоже вполне устраивает, больше того, возникает своеобразная и открытая конкуренция отрицательного отбора. Вот только один пример. Все знают, что чиновники берут взятки. Мздоимствуют даже самые высокопоставленные из них, о чём свидетельствуют недавние громкие судебные процессы над министрами правительства правящей партии. Все знают, что в полиции бьют и даже пытают. И что? Абитуриенты шарахаются от таких заведений, чтобы от греха подальше? А посмотрите, в какие вузы самые большие конкурсы. Вот именно, где готовят чиновников и силовиков. Молодёжь – простите за штамп, будущее страны – осознанно выбирает путь, где можно воспользоваться и привилегиями, и властью. И будущие горе-адвокаты, судьи, майоры и прокуроры не жалеют денег, чтобы добиться поставленной заветной цели. Они уже знают, что путь наверх очень часто проходит по цепочке нарушений и даже преступлений. Их жизненный путь начинается с мошенничества – покупки знаний: дипломов юристов, журналистов, психологов, дантистов. Недоученный начальник страшное зло для любого общества.

Стоит ли повторять, что без качественного образования никакой экономический рывок у нас не получится. Кто будет творить эти цифровые чудеса с искусственным интеллектом? Чтобы мы не говорили о коммунистическом режиме, а о человеческом капитале советская власть всё-таки заботилась. А нынешняя образовательная модель не только нежизнеспособна (в смысле для государства), она губительна для самого общества. Бюджетная «оптимизация» расходов на подготовку высококвалифицированных специалистов сокращает и без того скудный человеческий капитал.

Можно пытаться установить причины явления, определив его мотивы. Руководитель конкретно этого учебного заведения (как и других подобных) получая сверхбезбедное жалование, лично заинтересован что-то изменить? А доценты, профессора, другие оценщики «знаний» у будущих инженеров, врачей, учителей по фейковым дипломно- курсовым работам заинтересованы что-то менять? Нет. Вот и благоухает чисто рыночное образование: ушлые молодые люди вкладывают тысячи халявных рублей (не заработанные же) в своё меркантильное будущее.

Возникает вопрос. Какие непреодолимые силы мешают правящей элите организовать в стране настоящее качественное образование? Дело точно дойдет и до тупых доцентов, профессоров, топ-менеджеров и генсеков.

Николай Василич, журналист

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №31 (791), 2018 г.