AST-NEWS.ru побеседовал с астраханским фотографом Ольгой Жолобовой. Её основная работа – преподавательская деятельность: 17 лет она работает в АГТУ, где учит студентов информационным технологиям.
– Ваш интерес к фотографии – сложился сам по себе или в этом была внутренняя потребность?
– Делать снимки начала с пятнадцати лет, когда папа подарил мне «Kodak», чтобы фотографироваться в поездке на юг. Помню, как отдавала плёнку в проявку, думала, какие из полученных снимков напечатать. Позднее у мужа, который на любительском уровне увлекался фотографией, появился первый цифровой аппарат. Мы снимали на него семейные мероприятия и поездки. В 2011 году во время ожидания рождения дочери стала посещать фотокурсы. Не могу сказать, что процесс меня сильно увлёк – курсы были ориентированы на коммерческую съёмку и такой подход к фотографии меня не впечатлил. С технической точки зрения всё было безупречно, но не моё. Потом какой-то период я снимала только ребёнка и утренники, с которых и началось моё увлечение фотографией. Тогда я поняла, то одно и то же мероприятие можно преподать по-разному. Много снимала арт-салон, куда водила дочь на занятия, делала фотографии детей и взрослых, когда они рисовали. Получились интересные серии на эту тему.
Мне нравилось искать всевозможные акценты, эмоции, экспериментировать с цветом. Так потихоньку начала изучать различные школы фотографии, в основном московскую и питерскую. В астраханских мастер-классах, которые посещала, не хватало творческой составляющей, документальности, жанра и репортажа.
В прошлом году, когда нас всех заперли, всё что осталось – интернет. Тогда стала обращать на мастер-классы известных российских фотографов. Узнав о том, что фотограф Александр Сергеевич Петросян, мастер с мировой известностью, в конце июля минувшего года объявил о наборе на свой курс, решила рискнуть. Вдохновилась идеей поехать к нему Санкт-Петербург. Там попала в удивительную атмосферу, познакомившись с фотографами различных уровней – от любителей поснимать своих детей в песочнице до участвующих в международных конкурсах мэтров. В результате сформировался обширный круг знакомств, расширивший мои фотогоризонты. В процессе общения обменивались творческими идеями, делились впечатлениями. Во время питерских мастер-классов я обрела крылья. Там не обсуждались технические вопросы, не говорилось, что правильно, что не правильно. Никто из мастеров не навязывает своё мнение, даёт каждому возможность раскрыть индивидуальность. После того, как серьёзно увлеклась фотографией, то на многие вещи смотрю по-другому.
Узнала о Фотофакультете имени Гальперина – старейшей в Санкт-Петербурге школе фотографии, где учились многие известные репортажные фотографы. Попасть туда можно через отбор и представление портфолио. Чтобы учиться, предстояло уехать из Астрахани на два года, что было нереально. Но из-за пандемии появилась возможность пройти обучение в онлайне.
Так погрузилась в атмосферу Фотофакультета, где каждую неделю новая тема, которую нужно отразить в творчестве. Порой они звучат абстрактно, с учётом питерских особенностей. Например, в прошлом году в начале декабря предстояло отразить тему «Зимние забавы». Но в Астрахани снежная зима наступила только в конце февраля. Пришлось изощряться. Параллельно учёбе езжу на мастер-классы к другим мастерам. В Москве посетила мастер-класс известного стрит-фотографа Артёма Житенёва, имеющего оригинальный подход к фотографии. Недавно побывала у легенды российской и мировой фотографии Сергея Яковлевича Максимишина. Его недельный мастер-класс в Вологде стал абсолютным погружением в незнакомую реальность. Чтобы снять хорошую историю, пришлось входить в контакт с местными жителями, углубляться в их действительность, изучать их жизнь. Неделю жила в атмосфере героев своих фото.
– Некоторые астраханцы подозрительно относятся к человеку с фотоаппаратом. Сталкивались с подобной реакцией?
– Реакция бывает самая разная. Кто-то проявляет агрессию, видя фотографа. Например, когда снимала мусорку на Чехова, приходилось объяснять, что я не из администрации. Люди недоумевали, зачем снимаю столь неприглядную картину. Объяснила, что вижу в этом интересный свет и композицию. Видимо, они сочли меня за сумасшедшую.
Не люблю делать кадры исподтишка. Кто-то очень негативно относится к тому, что в их дворах ведётся съёмка, а другие открыты и радушны: не просто покажут потаённые уголки своих жилищ, но и расскажут массу личных историй.
– Как появился фотопроект «Старая Астрахань»?
– Получив на Фотофакультете задание на тему «Мой район», стала думать, на что обратить внимание в окрестностях улицы Савушкина, где живу. Решила походить по улицам Чехова и Максаковой в поисках сюжетов. Когда показывала преподавателям снимки, они спросили – а где же люди? Они не могли поверить, что в центре Астрахани такие пустынные улицы. Ещё снимала выездную ярмарку на Татищева, где с машин продают огромных сазанов, домашних кур, прочий живописный товар. Астраханский колорит произвёл на моих кураторов впечатление, ведь он присущ исключительно нашему городу…
Не ставила перед собой цель снимать разваливающуюся Астрахань. К сожалению, у нас часто говорят один негатив про город. Но в Астрахани есть абсолютно уникальные вещи, которые многие не видят. В желании отразить её самобытность, очень много ходила по городу. Потом бросила клич через группу в фейсбуке «Старая Астрахань» Сергея Львова, чтобы найти единомышленников и открыть новые для себя места. Несколько человек откликнулись, так появился одноимённый цикл фотографий. Многие астраханские дворы открылись с неожиданных ракурсов и сохранившимися деталями: сундуками, балясинами, подковами, столяркой. Огромное содействие в работе над проектом «Старая Астрахань» оказал мой куратор на Фотофакультете Станислав Марченко. Без его наставничества эта работа не получилась бы такой, какой я представила её аудитории.
В процессе съёмок познакомилась с прекрасными людьми. Однажды, напросившись на съёмку органного концерта Натальи Фомичёвой, стала дружить с этой удивительной женщиной.
Через неё я познакомилась с солистом филармонии Шамситдином Мирзоевым, который живёт в одном из старинных домов. Именно его музыка стала темой фотопроекта «Старая Астрахань» – короткометражного фильма, составленного из моих снимков. Когда показала ролик в Санкт-Петербурге, то студенческая работа вызвала у зрителей аплодисменты. Положительный отклик вдохновил на продолжение цикла.
– Как складывается выставочная судьба? Увидят ли астраханцы проект «Старая Астрахань»?
– Мои фото принимали участие в выставке Фотофакультета в музее-фотосалоне имени Карла Буллы на Невском проспекте. Также в Санкт-Петербурге мои снимки можно было увидеть на выставке «Город – среда обитания» в доме печати. В Астрахани мои работы несколько раз демонстрировались в Братском саду на ежегодных выставках ко дню города.
Однажды, послушав в «Мансарде» лекцию Сергея Германовича Львова о купцах Лианозовых, сделала снимки, которые позже были на выставке в доме купца Тетюшинова, посвящённой представителям этой астраханской фамилии. Надеюсь, скоро состоится выставка участников фотоклуба Максима Коротченко, который я посещаю. Сейчас планирую свою персональную выставку и представить проект «Старая Астрахань» в нашем городе.
– Есть ли среди астраханских фотографов конкуренция?
– Никогда не думала об этом. Для меня фотография это душа, процесс, через который могу реализоваться. Я очень увлекающийся человек, поэтому сейчас полностью подчинена этому занятию. Пять лет серьёзно занималась танцами, преподавала в школе танго. Сейчас посещаю танго-вечеринки, ведь акцент моего внимания смещён в сторону фотографии. Оба занятия предполагают полнейшее погружение, иначе невозможно добиться высоких результатов.
Вплотную занимаясь концертной съёмкой, осознаю, что невозможно одновременно быть зрителем и фотографом: приходя на концерт с фотоаппаратом, оцениваю свет, ракурс, а не музыку.
Наталья Борисовна Фомичёва всегда говорит, чтобы один концерт в костёле я снимала, а на другой приходила без фотоаппарата, чтобы послушать музыку. Однако в последнее время фотограф во мне преобладает над слушателем. На таком концерте удалось снять серию портретов людей, приходящих на такие социальные мероприятия. Меня потрясло, что в их лицах нет злобы. Занятие фотографией помогает делать открытия в совершенно разных областях, оно приносит невероятное ощущение правильности того, что делаешь.
Подготовила Екатерина Некрасова
/Thomas Hoepker, член фотографического агенства Магнум/